кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Согласно законодательству о занятости населения в Российской Федерации, граждане, ищущие работу, безработные граждане имеют право на содействие органов службы занятости в организации их участия в оплачиваемых общественных работах. Под оплачиваемыми общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. При этом прямо оговаривается, что к таким работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также работа, требующая специальной подготовки граждан.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2021 № 931н утвержден Стандарт процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения «Организация проведения оплачиваемых общественных работ».
Целью организации общественных работ являются, с одной стороны, реализация потребностей субъектов Российской Федерации в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, а с другой стороны, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Общественные работы организуются по различным направлениям, таким как строительство автомобильных дорог,
их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве, заготовка, переработка
и хранение сельскохозяйственной продукции, строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон, обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи, эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения, озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма, уход за престарелыми, инвалидами и больными, обеспечение оздоровления
и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон, организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов, проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и другие) и т. п.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, при участии центров занятости населения ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют их объемы и виды с учетом ситуации в сфере занятости и потребности
в проведении соответствующих работ. Центры занятости проводят подготовительные работы и оценивают во взаимодействии с работодателями и безработными потребности и возможности организации общественных работ.
Общественные работы организуются у работодателей, отобранных центрами занятости с учетом количества создаваемых рабочих мест и численности граждан, для которых осуществляется организация проведения общественных работ, участия работодателей в реализации на территории субъекта Российской Федерации деятельности, имеющей социально полезную направленность, наличия или возможности создания работодателем условий труда и доступности рабочего места для граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, транспортной доступности места проведения общественных работ, соблюдения работодателем нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оценки возможности трудоустройства граждан на постоянное рабочее место после окончания периода участия в общественных работах, наличия у работодателя средств на финансирование общественных работ и т. п.
С отобранными работодателями центры занятости заключают договоры об организации общественных работ. Информация о заключенных договорах и имеющихся вакансиях на участие в общественных работах отражается
на единой цифровой платформе «Работа России».
Центры занятости отбирают лиц из числа ищущих работу и безработных, которым направляются уведомления
о возможности участия в общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только
с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. При этом преимущественное право на участие
в общественных работах в случае конкуренции на замещение вакансий, созданных в рамках организации общественных работ, предоставляется безработным гражданам, не получающим пособие по безработице, а также состоящим на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.
При этом необходимо отметить, что законодательство о занятости населения предусматривает снятие с учета безработных граждан лиц, отказавшихся от двух вариантов предложенной им центром занятости подходящей работы. Общественные работы будут признаваться подходящей работой для впервые ищущих работу (ранее не работавших)
и при этом не имеющих профессии (специальности), для отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице, для состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, для обратившихся
в органы службы занятости после окончания сезонных работ, для уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия,
для прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, для направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Соответственно, указанные граждане вправе отказаться от предложения центра занятости об участии в общественных работах, однако этот отказ будет учитываться при принятии решения о снятии с учета безработных граждан.
При согласии гражданина принять участие в общественных работах с таким гражданином работодателем, организующим общественные работы, заключается срочный трудовой договор. Оплата труда граждан, занятых
на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством. При этом, несмотря на факт заключения трудового договора и получения заработной платы, участвующие в общественных работах граждане сохраняют статус безработных граждан, в том числе сохраняют право на получение пособия по безработице. Исключение составляют только безработные граждане, для которых общественные работы признаются подходящей работой. Для них право сохранения пособия по безработице не предусмотрено.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2021 № 931н утвержден Стандарт процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения «Организация проведения оплачиваемых общественных работ».
Целью организации общественных работ являются, с одной стороны, реализация потребностей субъектов Российской Федерации в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, а с другой стороны, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Общественные работы организуются по различным направлениям, таким как строительство автомобильных дорог,
их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве, заготовка, переработка
и хранение сельскохозяйственной продукции, строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон, обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи, эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения, озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма, уход за престарелыми, инвалидами и больными, обеспечение оздоровления
и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон, организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов, проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и другие) и т. п.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, при участии центров занятости населения ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют их объемы и виды с учетом ситуации в сфере занятости и потребности
в проведении соответствующих работ. Центры занятости проводят подготовительные работы и оценивают во взаимодействии с работодателями и безработными потребности и возможности организации общественных работ.
Общественные работы организуются у работодателей, отобранных центрами занятости с учетом количества создаваемых рабочих мест и численности граждан, для которых осуществляется организация проведения общественных работ, участия работодателей в реализации на территории субъекта Российской Федерации деятельности, имеющей социально полезную направленность, наличия или возможности создания работодателем условий труда и доступности рабочего места для граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, транспортной доступности места проведения общественных работ, соблюдения работодателем нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оценки возможности трудоустройства граждан на постоянное рабочее место после окончания периода участия в общественных работах, наличия у работодателя средств на финансирование общественных работ и т. п.
С отобранными работодателями центры занятости заключают договоры об организации общественных работ. Информация о заключенных договорах и имеющихся вакансиях на участие в общественных работах отражается
на единой цифровой платформе «Работа России».
Центры занятости отбирают лиц из числа ищущих работу и безработных, которым направляются уведомления
о возможности участия в общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только
с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. При этом преимущественное право на участие
в общественных работах в случае конкуренции на замещение вакансий, созданных в рамках организации общественных работ, предоставляется безработным гражданам, не получающим пособие по безработице, а также состоящим на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.
При этом необходимо отметить, что законодательство о занятости населения предусматривает снятие с учета безработных граждан лиц, отказавшихся от двух вариантов предложенной им центром занятости подходящей работы. Общественные работы будут признаваться подходящей работой для впервые ищущих работу (ранее не работавших)
и при этом не имеющих профессии (специальности), для отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице, для состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, для обратившихся
в органы службы занятости после окончания сезонных работ, для уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия,
для прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, для направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Соответственно, указанные граждане вправе отказаться от предложения центра занятости об участии в общественных работах, однако этот отказ будет учитываться при принятии решения о снятии с учета безработных граждан.
При согласии гражданина принять участие в общественных работах с таким гражданином работодателем, организующим общественные работы, заключается срочный трудовой договор. Оплата труда граждан, занятых
на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством. При этом, несмотря на факт заключения трудового договора и получения заработной платы, участвующие в общественных работах граждане сохраняют статус безработных граждан, в том числе сохраняют право на получение пособия по безработице. Исключение составляют только безработные граждане, для которых общественные работы признаются подходящей работой. Для них право сохранения пособия по безработице не предусмотрено.