Выставочный центр «Екатеринбург-ЭКСПО» встречает инновационными веяниями уже на площадке у центрального входа. Здесь расположились экспонаты, очевидно, не поместившиеся в павильонах выставочного центра. Еще бы, в этом году, по словам программного директора выставки Антона Атрашкина, в ИННОПРОМ принимает участие рекордное количество экспонентов. 5 тысяч квадратных метров – только национальные экспозиции стран.
Более 90 квадратных метров на уличной площадке (площадь я узнала позже) занимают машины, которые к нам привезли белорусские партнеры – ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «Минский тракторный завод» и другие. Скажу, что разбираться в технических особенностях и марках этих автогигантов совсем не обязательно, чтобы восхищаться их мощью. Одновременно пугающие и привлекающие меня своими габаритами и замысловатыми конструкциями, они все больше внушают желание увидеть, что в этом году находится внутри павильонов.
Рядом расположился блестящий на солнце новенький троллейбус Группы «Синара». Что-то более привычное взгляду горожанина. В салон не поднимаюсь – захожу.
– Здесь стопроцентно низкие полы. Больше, чем у других аналогов, посадочных мест. Также высокие энергетические характеристики – троллейбус может ехать без контакта с сетью очень долгое время, – рассказывает специалист по технической части Группы «Синара».
Конечно, прокатиться сейчас возможности нет, но заглянуть в кабину водителя троллейбуса и посидеть на пассажирских местах никто не запретит.
Как и в случае с новым трамвайным вагоном «Невский», который – такой же красивый и блестящий – встречается мне уже в выставочном павильоне №1. Впечатляют размеры вагона: изнутри он напоминает целый поезд метро. Внутри яркие кресла и поручни, а также USB-розетки.
Первый павильон пестрит обилием ярких стендов, неоновых подсветок и выглядывающих отовсюду монструозных конструкций. Они, если приглядеться, оказываются какими-то навороченными турбинами, двигателями, машинами или беспилотниками. Разбегаются глаза, что неудивительно.
На стенде Москвы вижу экспериментальную беспилотную авиационную систему с водородным топливным элементом «Аэромакс». От незнания сперва назвала ее вертолетом. Уж очень сейчас похож беспилотник на красивый радиоуправляемый геликоптер с длинными широкими лопастями – только в натуральную величину.
Здесь же, на стенде московских компаний, внимание привлекает электромотоцикл. Стильный и минималистичный. Рядом зарядная станция.
Вообще при знакомстве с этим стендом в голове возникает словосочетание «мы из будущего». Начинаю понимать, что сегодня для меня это неофициальный лозунг ИННОПРОМа. Здесь и экзоскелет, и бионический протез предплечья, и лазерный гравер и радиолокационная станция «ЕНОТ» – выглядит впечатляюще, хоть без обращения к представителям стенда и не поймешь, что за загадочный прибор.
На стенде Группы «Синара» вижу кабину той самой «Ласточки» – нового образца скоростного электропоезда.
– Это реальная кабина? – спрашиваю (кто знает, если в павильон завезли целый трамвай, может, и кабина поезда поместилась).
– Нет, это макет в натуральную величину. Настоящая сегодня в Кольцово.
На этом же стенде вижу еще один макет электропоезда, уже поменьше. А еще макет магистрального тепловоза и будущие проекты застройки: район Новокольцовский и курортный поселок «Архыз-1700».
Стенд РОСТЕХа понравится поклонникам сериалов «Хороший доктор» или «Склифосовский». Холдинг «Швабе» здесь выставил медицинские аппараты искусственной вентиляции легких и поддержки дыхания. С технологиями медицины и фармакологии знакомимся и на стенде ФАРММЕДПРОМа.
А вернуться к детской мечте о космосе можно у стенда РОСКОСМОСа. Здесь сразу три ракеты! Правда, маленькие – макеты ракеты-носителя. Рядом макет перспективной орбитальной станции.
Тут есть и образец системы точного земледелия на импровизированной орбите Луны. У системы можно в свое удовольствие покрутить руль и познакомиться с панелью управления.
Невозможно пройти мимо стенда Трубной металлургической компании (ТМК). Он напоминает какой-то мультяшный островок или локацию из компьютерной игры. Конечно, глаз притягивает высокое дерево с листвой в виде мягких зеленых кубов. Рядом большой цифровой тоннель, который символизирует трубу. Внутри – яркие цифровые экраны.
Среди экспонатов на стенде образцы труб и соединений. Один из экспонатов помещен в аквариум с живыми рыбами.
Сперва не понимаю, почему. Спрашиваю:
– Почему труба в аквариуме?
– Это не труба, а образец резьбового соединения ТМК UP с покрытием GreenWell. Аквариум с рыбками – показатель того, что технология, применяемая в покрытии, не вредит окружающей среде, – объясняют представители компании.
А на стенде Казахстана Ильяс Оспанов представляет изобретение своей страны – «Цифровой алкоголь»: наушники, через которые пускают ток, обладающий, вопреки всему, эффектом не напряжения, а расслабления.
Надо сказать, в первый день стенд привлек ну очень много внимания. Попробовать «диджитал напиток» могут все желающие.
Второй павильон сама себе обозначаю как территорию больших машин и отдельный рай для любителей грузовиков и самосвалов. Здесь стоят машины производства КАМАЗ «Чайка-Сервис», «ВостокТяжМаш», «Урал» и другие. При виде их появляется ощущение, что ты уменьшился в размере в несколько раз. А еще возникает вопрос: неужели люди этим управляют?
Положила глаз на яркий арктический автобус завода «Урал», который называется «Арктика». Кузов украшен очаровательными для такого гиганта снежинками.
Добравшись до павильона №3, понимаю, что рай для любителей больших машин продолжается. Именно здесь на площади более 3000 тысяч квадратных метров расположилась экспозиция страны-партнера – Беларуси.
Вижу сельскохозяйственную технику Гомсельмаша. Просто огромную.
– Это вы еще «БЕЛАЗ» не видели, – говорят на стенде.
Самосвал «БЕЛАЗ» бы здесь, конечно, не поместился.
– Его тоже привезли? – спрашиваю.
– Не привезли, но есть маленькие макеты – можете на них посмотреть.
Продолжаю осмотр на стендах «МАЗ», «Belarus Tractors», «АМКОДОР» и других производителей – более 20-ти образцов: электробусы, автобусы, электромобили, самосвалы, автомобили, сельскохозяйственная техника.
Представители стенда «Гомсельмаш» рассказывают, что что особый интерес к выставленным машинам, как ни странно, испытывают дети.
– Мы обычно открываем кабины, разрешаем им ползать везде. На шины залезают, в кабины, кто-то даже на крышу хочет, но здесь уже останавливаем. Вот официальные мероприятия пройдут, и тоже откроем кабины, пусть все смотрят.
В павильоне размещены стенды не только страны-партнера. Рядом стенд Свердловской области. Немного дальше, например, стенд Краснодарского края.
Здесь замечаю еще один беспилотник от компании «RPC». Отметила, что ИННОПРОМ оказался богат на беспилотники. Наблюдая, можно заметить и даже сосчитать все образцы.
Павильон № 4 – путевка в Китай. Здесь проходит VII Российско-китайское ЭКСПО-2023. Сегодня и на несколько дней павильон – отражение самой насыщенной и продуктивной части страны наших восточных друзей.
На полу от центрального входа расстелена красная ковровая дорожка. Красный, как мне объясняют, в Китае символизирует успех. Здесь есть все: от китайских лакомств и предметов быта, до автомобилей и техники. Широкий выбор китайского чая, солений, рисовой лапши и сладостей.
Засматриваюсь на китайскую посуду и кухонные принадлежности. Сам чайник электрический, а исполнен с ноткой китайского колорита и выглядит как фарфоровый.
Своим блеском, литыми формами и плавными изгибами манят китайские автомобили. На вкус и цвет до мельчайших деталей.
А еще здесь есть стенды с сувенирами: керамика, картины, выполненные в традиционной китайской технике резьбы по бумаге, посуда из фарфора. Все словно овеяно духом китайской традиции.
Так, к слову, выглядят и сами стенды. Любопытны и оформление, и иероглифы. На входе в павильон, например, можно увидеть надпись: «Муданьцзян». Оказалось, что так в Китае назван целый городской округ.
Выходя из последнего павильона, ловлю себя на желании обойти выставку еще несколько раз. ИННОПРОМ-2023 так богат стендами, компаниями и экспозициями, что за раз все и не увидишь. Уникальный островок будущего. Сосредоточение технологий и инноваций, соприкасаясь с которыми, узнаешь для себя много нового.