Сбор, вывоз и утилизация мусора — одно из значимых направлений для достижения эффекта экологической реформы. Журналисты «Областной газеты» побывали на открытом в 2011 году мусоросортировочном комплексе «Широкореченский» и увидели, как его сотрудники в круглосуточном режиме и в буквальном смысле своими руками делают жизнь чище.
«Экскурсия» начинается как раз с заезда на территорию комплекса очередной машины с мусором. Машина проезжает на площадку перегрузочной станции. Ее содержимое вываливается на асфальт и с помощью бульдозера сгребается вплотную к конвейерной линии, на которую загружается уже вручную. В какой-то момент человек в спецодежде оказывается в центре мусорного развала. Ручного труда на комплексе очень много, но по-другому пока — никак. Технологии не позволяют.
— Морфология мусора очень разнится в частных домах и в многоквартирниках. В частном секторе пластик составляет примерно половину от общего объема. В многоквартирниках — до восьмидесяти процентов, — поясняет начальник МСК «Широкореченский» Игорь Брусницын.
После выгрузки из машин все отходы попадают на линию сортировки. Она расположена в здании завода на втором этаже, куда поднимаемся по железной лестнице.
Сначала попадаем в небольшое помещение, где проходит предварительная сортировка. Вдоль движущихся линий конвейера стоят люди в спецодежде, в масках и перчатках. Их задача — вскрыть пакеты с мусором и вытрясти всё на ленту. Уже на этом этапе отбирается особый пластик, стекло.
Проходим во второе помещение, которое называется «кабина основной сортировки». Оно не отапливается, поэтому спецодежда у работников надета поверх теплых вещей. Пространства здесь больше, но и людей больше. Сразу вспоминается фраза персонажа Игоря Кваши из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я каждый день хожу на службу. Не скажу, что это подвиг, хотя что-то героическое в этом есть».
Сортировщики трудятся стоя, все делается руками. Ни поговорить, ни отвлечься некогда: стандарты допускают не более пяти процентов пропуска отбираемых компонентов.
Выходим из кабины и попадаем на площадку, где работает единственный автоматический элемент линии сортировки — магнитный сепаратор. Устройство, используя силу электромагнитного поля, втягивает с движущейся линии отходов железосодержащие фракции — жестяные банки, лом металлов. Тяжелые металлы и бытовая техника отбираются до этого этапа вручную. Отходы, которые не подходят для вторичной переработки, на профессиональном сленге называются «хвостами».
Идем дальше: чуть в стороне стоит отдельный стол, вокруг шесть человек. Один лопатой выгружает мусор из контейнера. Остальные опять-таки вручную распределяют его по желтым пластиковым бачкам. Бачки взвешивают. Это пост проведения морфологического анализа мусора.
— Здесь мы определяем компонентный состав отходов: сколько в отходах бумаги, пластика, картона, металлов. Всего выделяем 42 компонента. Эти данные будут использованы для проектирования мусоросортировочных комплексов будущего, чтобы подобрать максимально эффективный состав оборудования, — объясняет ведущий инженер-эколог Илья Ковригин.
— Мы стараемся постоянно совершенствовать нашу работу, модернизироваться. Должны появиться новые технологии, новые линии, где процент участия людей будет очень мал, — подытоживает Наталья Зубова, директор ЕМУП «Спецавтобаза», подразделением которого является МСК «Широкореченский».
Экологическое благополучие — забота о будущих поколениях
Обеспечение экологической безопасности, внедрение более чистых экологических решений в сферу ЖКХ, энергетики, транспорта являются одними из магистральных направлений государственной политики.
Соответствующие задачи поставил Президент России Владимир Путин. Они решаются в рамках национального проекта «Экология». Глава государства отмечает: мы должны передать будущим поколениям экологически благополучную страну. И для этого нужно консолидировать усилия власти и общества, обеспечивать действенный гражданский контроль.
Создание современной чистой системы переработки коммунальных отходов — в числе первоочередных целей и ожидаемых эффектов экологической реформы. Мусорная реформа — это то, что волнует многих. И ей уделяется огромное внимание на всех уровнях государственной власти.
Свердловская область находится в авангарде этого процесса. Идет работа по созданию высокотехнологичных экокластеров, где сосредоточены все циклы утилизации мусора: от сортировки и рекультивации до вторичной переработки.
Повсеместно внедряется культура раздельного накопления твердых коммунальных отходов. Сегодня система ТКО уже на территории большей части муниципальных образований Свердловской области. В полтора раза возросло количество контейнерных площадок, оборудованных для раздельного накопления мусора. В регионе открываются производства, где в качестве сырья используются твердые коммунальные отходы. Их продукция используется в том числе в сфере благоустройства.
Позитивные перемены налицо, и они радуют. Но, как известно, эффект любых самых прогрессивных технологий не бывает полным, если в процесс активно не вовлечен человек. Культура обращения с отходами — вопрос по-прежнему актуальный в масштабах всей страны. Ее отсутствие оборачивается не только замусоренными лесами и грязными водоемами, но, например, и пожарами. Когда каждый из нас осознает, что за собой нужно убирать, а отходы — правильно утилизировать, можно будет рассчитывать на то, что все цели и задачи экологической реформы будут достигнуты.
Ранее «Областная газета» писала о том, что рекультивация несанкционированной свалки в Арамильском городском округе завершилась.
Опубликовано в № 266 (9781) от 24 ноября 2023 года.