Особенности конструкции данного паровоза не позволяют экспонировать его на открытой музейной площадке, уточняет пресс-служба Свердловской железной дороги. Поэтому Гр-318 размещен в депо малой магистрали и доступен для осмотра в рамках организованных экскурсий. По особым случаям его можно будет увидеть на ходу. Возрожденный паровоз уже совершил несколько поездок в составе ретропоезда в период проведения Чемпионата профессионалов ОАО «РЖД».
Мощные узкоколейные паровозы серии Гр (Германский репарационный) выпускались в Германии с 1947 по 1956 годы и поставлялись в СССР в счет репараций. Всего было произведено чуть больше 400 машин, из которых до наших дней сохранилось примерно полтора десятка (8 из них до сих пор на ходу).
Гр-318 был сделан в 1951 году на локомотивостроительном заводе им. Карла Маркса в Бабельсберге (Потсдам). Долгие годы паровоз «трудился» на узкоколейках Советского Союза: в Латвии, Литве, на Украине, позже – на Хашурской и Тбилисской детских железных дорогах в Грузии. В декабре 2014 года находившийся в плачевном состоянии локомотив был перевезен на Свердловскую детскую железную дорогу (СвДЖД) из города Рустави.
В мае этого года в строй вернулся еще один редкий узкоколейный паровоз 157С-063, выпущенный в 1936 году. До этого более 30 лет он стоял в парке им. Энгельса в Екатеринбурге.
Ранее «Областная газета» писала, что Алапаевская узкоколейная железная дорога вошла в число номинантов на присвоение общественного статуса «Достояние Среднего Урала».