Здесь дети чувствуют себя взрослыми, а взрослые — детьми с их непосредственностью и радостью открытия этого мира. Детская железная дорога, что расположена в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского, открыта для всех. Прокатившись в маленьких вагончиках, здесь можно надолго получить большой запас позитивных эмоций.
Почувствовать себя машинистом поезда
Впервые обучать детей железнодорожным профессиям начали еще в 1935 году в Тбилиси — стране нужны были специалисты в этой сфере. В Свердловске (Екатеринбурге) детская железная дорога появилась в 1960 году. Недавно юнкоры из двух редакций побывали здесь и увидели, где подростки учатся управлять поездами, общаться с пассажирами, обслуживать пути и не только, а также попробовали себя в этой роли.
Новое технологически оснащенное здание Свердловской ДЖД и новый перрон были открыты после реконструкции в 2016 году. В его специальных учебных комнатах занимается около 1 000 школьников, начиная с 5-го класса.
Нашим экскурсоводом стала увлеченная своим делом Татьяна Васильевна Мазеина. Она уже 42 года учит юных железнодорожников, а когда-то школьницей сама занималась на ДЖД.
Вначале нас провели в «Кабинет вагонного хозяйства», где были представлены макеты самых важных элементов во всей конструкции поезда. В аудитории под названием «Управление подвижным составом» мы ознакомились с макетом поезда Ту-10, он предназначен для отработки и совершенствования навыков машиниста. Тут же стоит полномасштабная модель кабины электропоезда типа «Ласточка». Нам предложили посидеть внутри импровизированной кабины и почувствовать себя человеком, который управляет поездом.
«Кабинет пассажирской инфраструктуры», расположенный на 2-м этаже здания, в образовательной структуре играет особую роль:
— Работать с пассажирами — одна из самых сложных функций, и ребят обучают тонкостям взаимодействия с людьми, — сказала Татьяна Васильевна.
В следующей комнате — мир игрушечных моделек: поезда, электрички, разнообразные железнодорожные постройки, их здесь, наверное, около сотни. Есть даже первые творения юных учеников. В отличие от общего курса обучения на ДЖД, записаться на кружок моделирования можно, начиная с 1-го класса.
Мы проследовали в рабочий кабинет дежурного по станции, где производится полный контроль всего, что происходит на путях.
Закончилась наша экскурсия в кабинете, где ребята разных специализаций учатся работать в команде, ведь слаженная работа — залог успеха.
Путешествие с тремя остановками
После экскурсии по зданию вокзала Екатеринбург-детский Свердловской ДЖД мы вышли на перрон. По расписанию подошел поезд «Юный Уралец» с небольшими вагонами, и нам предстояло на нем прокатиться. На стеклах окон вагона, в который мы зашли, были наклеены плакаты с информацией о мерах безопасности во время поездки. Нам понравилось, что они оформлены в развлекательном, детском формате. Сиденья здесь меньше, чем в обычной электричке, а между ними столики, на которые можно поставить сумку или бутылку воды.
Весь путь длился около 30 минут, за это время было сделано три остановки по 3 минуты. На каждой из них располагались интересные артобъекты, например, собранная из металлолома улитка, ползущая по рельсам. Проводники внимательно следили за тем, чтобы никто не остался вне вагона. Это важная деталь, ведь на этом поезде катаются маленькие дети, которые порой бывают непредсказуемыми.
В нашем вагоне ехал начальник поезда Владислав Епифанов-Бондаренко. Он рассказал, что сам в детстве обучался здесь, на Свердловской детской железной дороге. Мы спросили, что ему давалось труднее всего. Оказалось — сложно было перестроиться с тренажеров на реальный поезд: «руки тряслись, но потом уже привык». По его признанию, став уже взрослым, он работал старшим проводником фирменного поезда РЖД, а затем перевелся сюда, откуда начинал. Владислав Сергеевич признался, что он очень любит детей. Мы считаем, что это важно в его профессии. Кстати, его жена тоже трудится здесь, она ехала в качестве проводника в другом вагоне.
Путешествие получилось захватывающим. Пусть ненадолго, нам удалось погрузиться в атмосферу дальней дороги, ведь когда мы ехали, кругом был лес. Эта поездка подарила нам незабываемые эмоции. Всем советую посетить это место!
Ранее «Областная газета» писала о том, что детская железная дорога в Екатеринбурге переходит на летний график.
Ольга Пыжьянова, Матвей Гаврилов, журнал «Вектор», гимназия № 120, г. Екатеринбург, Арина Парфенова, медиацентр «Прищепка», Дегтярск
Опубликовано в №113 (9924) от 29 мая 2024 года.