Пять фактов о СвЖД: уникальная история Свердловской магистрали

В преддверии 150-летнего юбилея Свердловская железная дорога претендует на присвоение почетного статуса «Достояние Среднего Урала»

Уральская Горнозаводская железная дорога, соединившая губернскую Пермь и уездный Екатеринбург, была построена в 1878 году. Впоследствии железная дорога еще не раз меняла свое название, но одно оставалось неизменным – это была первая магистраль на Урале, соединяющая две части света. В преддверии 150-летнего юбилея Свердловская железная дорога претендует на присвоение почетного статуса «Достояние Среднего Урала».

Граница миров

Свердловская железная дорога объединяет две части света. Через гору Волчиху в Свердловской области проходит железнодорожный тоннель, построенный в 1918 году, на карнизах порталов которого с одной стороны вырезано в камне «Азия», а с другой — «Европа».

Первая электрифицированная

В 1933 году именно на Пермской железной дороге (так называлась до 1943 года Свердловская железная дорога) впервые в стране был сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок железной дороги Чусовская — Кизел. Начало электрификации железных дорог в Советском Союзе позволило повысить пропускную и провозную способности, обеспечило возможность использовать на электрифицированных участках электровозы и электропоезда.

Ленин

В годы Великой Отечественной войны в тыл по Свердловской железной дороге в Тюмень было эвакуировано тело вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. В тайной операции, начавшейся в июле 1941 года, было задействовано сразу три специальных поезда. Первый вез охрану. Во втором — главном — находилось тело Ленина и обслуживающий персонал. Третий поезд, тоже с конвоем, следовал позади. На Урале состав шел практически безостановочно по рельсам Пермской железной дороги и железной дороги имени Л. М. Кагановича.

В марте 1945 года после четырех лет пребывания в Тюмени тело Ленина было реэвакуировано обратно в Москву. Подготовка трех паровозов серии ИС и их управление было доверено лучшим машинистам паровозного депо Свердловск-Пассажирский.

Фото: Галина Соловьева, фотоархив «Областной газеты»

Сокровища Эрмитажа

В годы Великой Отечественной войны в тыл по Свердловской железной дороге перевозились и сокровища Эрмитажа. Уникальные шедевры и сокровища прибыли в Свердловск в вагонах специального литерного поезда. Первую партию уникальных произведений погрузили в эшелон из 22 вагонов. И на рассвете 1 июля 1941 года литерный поезд отправился из Ленинграда на восток. Второй эшелон отбыл из Ленинграда в Свердловск в конце июля. В 23 вагонах он привез на Урал 1 422 ящика — а это более 700 тыс. ценнейших художественных произведений.

Дважды орденоносная

В советское время Свердловская железная дорога (единственная на сети железных дорог Министерства путей сообщения) была дважды орденоносной. 3 февраля 1971 года за большие успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана перевозок народнохозяйственных грузов, внедрение новой техники и прогрессивной технологии и обеспечение высоких технико-экономических показателей в работе Указом Президиума Верховного Совета СССР Свердловская железная дорога была награждена орденом Ленина.

А 10 октября 1978 года за высокие производственные достижения и в связи со 100-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР Свердловская железная дорога награждена орденом Октябрьской Революции. Данным орденом торжественно награждал коллектив дороги первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Николаевич Ельцин.

«Участие в конкурсе „Достояние Среднего Урала“ само по себе имеет знаковое значение. Выдвижение Свердловской железной дороги на это почетное звание означает признание заслуг коллектива, а также значимость самой магистрали для экономики Свердловской области, подчеркивает роль в формировании базы, в становлении и расцвете промышленности, металлургии и машиностроения опорного края. Полагаю, победа в конкурсе „Достояние Среднего Урала“ станет для коллектива СвЖД мотивацией к новым достижениям», — Алексей Гребенкин, заместитель начальника дороги по взаимодействию с органами власти.

Ранее «Областная газета» писала о том, что на Артинском механическом заводе более 200 лет действует уникальное производство.

Команда Свердловской области стала призером в общероссийском рейтинге качества контрольной деятельности

Команда Свердловской области заняла третье место в общероссийском рейтинге качества контрольной деятельности и получила...

В Каменске-Уральском продолжается ремонт медицинский учреждений: ГЛАВные новости из свердловских муниципалитетов

Каменск-Уральский «Продолжается ремонт медицинских учреждений. Вместе с главным врачом городской больницы Алексеем Зубовым побывали во втором корпусе...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также