Риск-ориентированное планирование внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Качественное планирование контрольной деятельности способствует эффективному проведению контрольных мероприятий в регионе по приоритетным направлениям расходования бюджетных средств. Риск-ориентированный подход при планировании направлен на выявление требующих повышенного внимания организаций, у которых по ряду признаков наиболее вероятно наступление событий, негативно влияющих на их деятельность в финансово-бюджетной сфере.

Процесс осуществления государственного (муниципального) финансового контроля начинается с формирования и утверждения плана контрольных мероприятий на очередной финансовый год. Требования к планированию контрольных мероприятий органом контроля установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208.

Для подбора тематики поверок и объектов контроля для эффективного проведения контрольных мероприятий используется ежегодно определяемый перечень приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере, в том числе с учётом поступающих предложений от органов прокуратуры, государственной безопасности, правопорядка, иных государственных органов.

На 2024 год к приоритетным направлениям осуществления контрольной деятельности отнесено: реализация мероприятий, определённых Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года; реализация мероприятий послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21.02.2023; реализация государственных программ Российской Федерации; капитальные вложения в объекты государственно (муниципальной) собственности; поддержка малого и среднего предпринимательства; обеспечение деятельности федеральных институтов развития; реализация мероприятий в социальной сфере; реализация инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов; рискоёмкие субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; контроль за использованием средств, подлежащих казначейскому сопровождению.

Так, особый контроль уделён расходованию средств на реализацию инфраструктурных проектов. В Свердловской области в 2022 году за счёт средств бюджетных кредитов реализован инфраструктурный проект «Планировочный район «Юг Центра» по объектам реконструкции улично-дорожной сети, а в 2023 году должны быть завершены инфраструктурные проекты «Планировочный район «Солнечный», «Планировочный район «ВИЗ Правобережный», «Микрорайон «Новокольцовский» и частично завершен «Планировочный район «Академический», поэтому это направление будет включено в план на 2024 год.

В рамках приоритетных направлений конкретные организации, получающие бюджетные средства, анализируются и выбираются с применением цифровых инструментов операторами или владельцами которых являются Федеральное казначейство, Минфин России, иные государственные органы: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (https://budget.gov.ru); официальный сайт Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru); портал государственных программ Российской Федерации (https://programs.gov.ru); официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (https://bus.gov.ru); единая информационная система в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) и другие.

Полученная из указанных источников информация об организации образует значения критериев «вероятность допущения нарушения» и «существенность последствий нарушения». Сочетания этих критериев между собой соответствует какой-либо из шести категорий риска от чрезвычайно высокого риска (I категория) до низкого риска (VI категория). Приоритет для включения в план будет отдан организации с наиболее высоким уровнем риска.

Риск-ориентированное планирование позволяет предположить наличие нарушений в деятельности организации, выявлять их в ходе проведения проверок и успешно управлять ими, например, путём подготовки обзоров системных и систематических недостатков и нарушений; разработки предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; а также направления информации в правоохранительные органы и органы прокуратуры.

Добывают «золото» в воде: В столице Урала завершается решающий этап Кубка России по плаванию

Финал Кубка России по плаванию в Екатеринбурге вышел на финишную прямую, большая часть из...

Ремонт школ — ударными темпами: Власти Нижнего Тагила проконтролировали ход работ в образовательных учреждениях

В Нижнем Тагиле с опережением графика ведутся работы по капитальному ремонту нескольких школ города....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также