Особый акцент в рамках новых нацпроектов будет сделан на развитии научного, образовательного потенциала для достижения технологического лидерства России и практического внедрения новых перспективных решений. Предстоит существенно расширить подготовку инженерных кадров. На горизонте до 2030 года в дополнение к действующим инженерным школам планируется создать более 50 передовых структур с самым современным учебным и лабораторным оборудованием. Модернизация системы среднего и высшего профессионального образования, укрепление её связи с работодателями входят в число приоритетов новых национальных проектов.
Майским указом Президента России о национальных целях развития поставлена задача создать к 2030 году институциональные условия для постоянного профессионального развития работающих граждан, чтобы они могли получать новые профессии и повышать свою квалификацию на системной основе, на протяжении всей трудовой деятельности.
Принципиально важно гарантировать занятость молодёжи, чтобы сегодняшние школьники, студенты могли получить качественное образование, приобрести интересную профессию, а затем надёжную работу по специальности.
«Нашей экономике сегодня остро не хватает специалистов рабочих профессий. Для повышения престижа и популярности этих направлений мы продолжим налаживать партнёрство колледжей и техникумов с работодателям», — отметил Президент России Владимир Путин.
В рамках федерального проекта «Профессионалитет» будут подготовлены порядка миллиона рабочих кадров для отечественной лёгкой промышленности, фармацевтики, судостроения, авиапрома, производства станков и электронных компонентов. Базой для обучения специалистов послужат обновлённые образовательно-производственные центры, которые создаются вместе с бизнесом при поддержке государства.
Комментарий доцента кафедры экономической теории Президентской академии на Урале Натальи Усовой:
«В последнее время отмечается существенное изменение в предпочтениях молодых людей при выборе жизненного пути. Все более привлекательными становятся рабочие профессии и другие специальности, требующие среднего профессионального образования. Из Тюменской, Свердловской, Оренбургской, Нижегородской областей и ряда других регионов поступали сообщения, что конкурс в отдельные колледжи в 2024 году достигал 10 человек на место.
Свою роль здесь сыграли ситуативные моменты, в том числе изменение правил приема в десятые классы школ. Но определяющее значение имеют все же фундаментальные факторы.
Прежде всего, влияет нарастающая динамика спроса на рабочую силу в реальном секторе экономики, обусловленная как демографическими факторами, так и импортозамещением. Отсюда опережающий рост зарплат у представителей рабочих специальностей и, как следствие, повышение их престижности.
Кроме того, сказывается изменение ценностей у поколения нулевых годов. Обладание дипломом и другие статусные признаки утрачивают самодовлеющие значение, уступая внутренней удовлетворенности трудом и открываемым им жизненным перспективам».