Сегодня подростки создают свои истории для сцены, побеждают в конкурсах драматургии наравне со взрослыми и влияют на репертуары театров. Анна Кизикова — драматург, выпускница Екатеринбургского государственного театрального института, работает в Театре юного зрителя. Она ведет курсы по драматургии, в том числе для подростков, является педагогом интенсива «Литературное творчество. Драматургия» в загородном образовательном центре «Таватуй» совместно с Фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение». Мы побеседовали с ней о подростковой драматургии.
— Почему вы выбрали подростковую аудиторию?
— На данном этапе творческого пути я рефлексирую насчет своего подросткового периода. И у меня есть ощущение, что в пьесах для подростков больше свободы для фантазии. Подросток — это когда ты и не ребенок, и не взрослый. Наверное, поэтому до недавнего времени было мало пьес и вообще спектаклей для такого возраста. Я считаю, что важно развивать подростковую драматургию, потому что дети и подростки — наше будущее, а пьесы подростков — кладезь сленга и актуальных для подростков тем.
— Наверное, пьесы подростков только про буллинг?
— Я отслеживаю каждый год, о чем пишут подростки. В один год было, и правда, много пьес про буллинг, однажды все заполонили детективы, а в этом году в тренде — сложные взаимоотношения с родителями и поиск настоящих друзей. Из года в год проскакивает тема выбора жизненного пути и переживания насчет предстоящих экзаменов. Конечно, на выбор темы влияет и возраст, который они сейчас проживают, его трудности.
— В подростковых пьесах часто говорится о проблемах, которые игнорируют взрослые?
— У подростков нет зашоренности и стремления «продать свой продукт», поэтому часто берут нетипичные сюжеты — фантастические миры, осмысление смерти… Драматурги, преимущественно пишущие для подростков, все-таки стараются прислушиваться к ним и брать волнующие темы.
— Есть ли возрастные ограничения в работе драматурга? Например, «слишком молод для серьезной пьесы»?
— 99% драматургов вкладывают личный жизненный опыт в свои произведения. Конечно, у юного писателя еще не так много набито шишек, прожито неудач и счастливых моментов. Для начала нужно писать о том, что знаешь.
— У подростковой пьесы есть шанс на постановку в театре?
— Во-первых, многие выпускники интенсивов, и не только они, относят свои пьесы в театральные любительские студии, в которых занимаются, а там уже происходит постановка. Во-вторых, драматургические конкурсы дают возможность быть замеченным профессиональными театрами. В-третьих, начиная писать в юном возрасте, подросток может потом быстрее двигаться в профессиональной среде, развиваться и получать постановки своих пьес.
— Обучение драматургии помогает подросткам развивать другие навыки?
— Драматургия учит рассказывать истории — этот навык можно применить в сторителлинге, журналистике, подкастах, а также писать тексты, что используется, например, в сфере smm. Важно, что она учит слушать других, подмечать психологические особенности разных личностей, и это отличный старт для будущих психологов.
— Как публика воспринимает пьесы подростков?
— Точно с интересом. Подросток как драматург — в театре что-то новое. Но я уверена, что оно имеет место быть. Подростки в целом сейчас не очень активно, к сожалению, посещают театры, может, их сверстники-драматурги посодействуют их возвращению, предложат новые темы. Эту задачу, я считаю, мы и должны вкладывать в развитие подростковой драматургии первым делом!
Никита Чиглинцев, гимназия № 5, г. Екатеринбург
Ранее Областная газета» писала о том, что юнкоры екатеринбургской студии «Громко» работали в детском пресс-центре «Артека».