Ежегодно на пресс-конференцию Президента РФ съезжаются журналисты со всей страны. Обозреватель Михаил Батурин такое мероприятие посещает уже во второй раз.
Прошло больше 15 лет. Первый раз я был на пресс-конференции нашего президента 14 февраля 2008 года. Заканчивался второй срок полномочий главы государства Владимира Путина. Владимир Владимирович уходил с поста, это было понятно. По сути, тогда он подводил для себя черту. Это чувствовалось. Именно тогда прозвучала фраза, вошедшая в анналы впоследствии: «Я работал, как раб на галерах».
Многие уже привыкли к жесткой риторике президента и его шуткам, что называется, не в бровь, а в глаз. Но эта фраза была неожиданной.
В 2008 году президент общался с журналистами больше четырех с половиной часов. Это была самая длинная пресс-конференция. Вероятно, не ожидая такой щедрости по времени, коллеги уж начали задавать вопросы из серии «а подарил ли вам кто-то валентинку сегодня» (пресс-конференция проходила 14 февраля).
Вообще, все было проще тогда, как и сама жизнь, наверное. Прилетел в Москву, подошел к воротам Спасской башни, люди в форме сверили паспорт по спискам и пропустили в Кремль.
В этот раз даже само место проведения пресс-конференции заранее не раскрывалось. Аккредитация на пресс-конференцию президента проходила заранее, списки журналистов утверждались в Москве. Не исключено, что происходила какая-то проверка. За бейджиком, дающим право прохода на мероприятие, тем не менее нужно явиться в администрацию президента не просто с паспортом, но и с действующим редакционным удостоверением.
Прилетаю в столицу накануне пресс-конференции. После уральских морозов Москва непривычна: пасмурно, снежно, тротуары подметены, в метро слякоть. Город накрыл какой-то циклон. Из аэропорта сразу еду в администрацию президента на улицу Ильинку. Бейдж выдают вместе с подарочной папкой, в которой фирменная ручка, настольный календарь на следующий год, блокнот формата А4. Узнаю, что встреча с президентом будет проходить в Гостином дворе. Получаю инструкцию, что можно проносить, что нельзя. Коллеги-журналисты, чтобы привлечь внимание главы государства, исхищряются кто как может: прическа, одежда, плакаты. Размер плакатов в этот раз ограничен форматом А4.
Получаю инструкции и иду в другой корпус администрации президента на улице Ильинке: чтобы пройти на мероприятие, нужен отрицательный тест на ковид и на грипп штаммов А/В. Поток журналистов большой, тесты берут сразу в нескольких кабинетах.
Все требования соблюдены.
В день, когда президент подводит итоги, проход в Гостиный двор начинается с 8:30 для снимающих и с 9:30 для пишущих журналистов. Наивное предположение, что спокойно доеду до Красной площади, полюбуюсь на каток у ГУМа, храм Василия Блаженного и спущусь на Варварку к Гостиному двору рухнули сразу. Большая часть центра оказалась перекрыта полицией. Пришлось кружить через Лубянскую площадь, Ильинский парк и уже оттуда, свернув на Варварку, упереться в очередь, состоящую из одних журналистов.
Дальше еще одна санитарная проверка. Созданная в России рамка, по типу тех, что стоят в аэропортах, измеряет температуру и обрабатывает проходящего через нее обеззараживающим паром.
Все в ажитации. Удастся или нет задать вопрос — неизвестно. Многим удавалось. Вспомнить хотя бы про «вятский квас». Но в любом случае присутствовать лично на пресс-конференции — это возможность для журналистов понять больше, чем глядя трансляцию по ТВ. Важен эффект присутствия. Как говорят в театральном мире: главное — подтекст, а он есть даже в мимике главы государства. Да и сама энергетика Владимира Путина говорит порою больше, чем слова.
Прошел все проверки. С улицы попал в шатер с металоискателями. Здесь же проверяют данные тестов на ковид и грипп. Поскольку я сдавал их здесь же, в администрации президента, то мои данные есть в общих списках. Вижу, пока ищут мою фамилию, что одна графа с фамилиями журналистов выделена ярким цветом. Видимо, они тест не прошли и их развернут. Помимо металлоискателей есть и личный досмотр вещей. Но вот наконец-то и вход в 16-й подъезд Гостиного двора. Гардероб. Обработка рук антисептиками. Горячий кофе! С Зарядья так дуло, что всех в очереди уже начинало мелко потряхивать. Особо было жалко девушек с модными стрижками и иностранных коллег. Но те стояли в общей очереди и «только спросить» не лезли.
Формат встречи с президентом необычный — это совмещенная с Прямой линией пресс-конференция. Только на Прямую линию поступило более 2,1 млн вопросов. В течение всей встречи они выводились на экраны в зале. Есть и нелицеприятные, сложные, а то и злые. Оно и понятно, люди ищут правды у главы государства. Ищут, потому что верят: Путин поможет. Практика предыдущих Прямых линий показывает, что так и есть.
Право задать вопрос дает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков или сам президент. Владимир Путин некоторые вопросы из видеообращений, от журналистов взял на карандаш. Успевал президент прочесть и вопросы, которые выводятся на экраны. И на них также следует реакция главы государства.
То, что встреча станет весьма продолжительной по времени, ожидалось. Совместный формат это предполагал. Но все заканчивается. Выходит время и этой встречи.
Как всегда, поразила способность Владимира Путина быть в курсе всех вопросов и ответ давать с ходу. Конечно, задать вопрос смогли не все. Дмитрий Песков давал слово прежде всего федеральным и иностранным СМИ, региональные СМИ выбирал чаще сам президент. Вопросы от регионалов имели не только местную тематику, но и общефедеральное значение. Зал реагировал живо, и даже на выходе из Гостиного двора слова президента, услышанные сегодня, продолжают обсуждаться и анализироваться. Пресс-конференция прошла, пора делать выводы и конкретные шаги.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Владимир Путин в прямом эфире подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны.
Опубликовано в № 284 (9799) от 15 декабря 2023 года.