Броская вывеска: «МФЦ Семейный — мой семейный центр» появилась на старинном здании на Малышева, 31б в Екатеринбурге не так давно. Задача этого многофункционального центра в отличие от МФЦ «Мои документы» — разрабатывать индивидуальные программы социальных услуг для семей и одиноких граждан, нуждающихся в помощи государства, а также оказывать всестороннюю поддержку в реализации этих программ. О том, как это работает на практике, какую помощь здесь могут получить свердловчане, журналисты «ОГ» узнали, побывав в центре и познакомившись с его сотрудниками и посетителями.
Поднимаемся по ступенькам, заходим внутрь, осматриваемся. Справа от входа — стойка с надписью: «Администратор». С сидящим за ней сотрудником разговаривает пожилой мужчина. Выслушав его, администратор уводит посетителя по коридору в один из кабинетов, а сам возвращается.
— У этого человека умерла жена, и он хочет узнать, как получить пособие за похороны, а также уточнить, изменится ли размер льгот, — объясняет специалист по социальной работе Вадим Шелинговский, который в этот день исполняет обязанности администратора. — Сейчас наши сотрудники дадут ему подробную консультацию и отправят в управление социальной политики по месту жительства для оформления документов.
Наш разговор прерывает другая посетительница. Тамару Геннадьевну интересует, какие льготные программы по проведению досуга существуют в городе и как ими воспользоваться. Объясняет, что хотела бы вместе с внуком сходить в театр, в музей, на экскурсию, загородную прогулку, но покупать часто билеты за полную стоимость пенсия и доходы родителей мальчика не позволяют. Активной пенсионерке выдают афишу мероприятий на ближайшие месяцы, объясняют, как на них записаться.
— Вы сейчас находитесь в отделении первичного приема, –рассказывает заведующая Семейным МФЦ Анжела Торовина. — Сюда могут обратиться жители не только Екатеринбурга, но и других городов области, причем по самым разным вопросам. Исключение составляют лишь прием документов и начисление выплат — этим мы не занимаемся. Многодетные родители, пенсионеры, участники СВО, инвалиды, студенты могут получить у нас консультацию юриста или помощь психолога, логопеда и даже узнать, где находится нужное учреждение и как туда добраться. На простые вопросы администратор отвечает сам, по более сложным, скажем, о наследстве, льготах или проблемах в семье, в школе отправляет посетителей к специалистам.
Специалисты сидят тут же, наискосок от администратора. Их рабочие места оборудованы ноутбуками. Они выслушивают посетителей, заполняют бланк определенной формы и решают, кто и в какой первичной помощи нуждается. Впоследствии в случае необходимости выстраивается индивидуальная маршрутизация социальной поддержки. По словам Анжелы Торовиной, цель Семейного МФЦ — не просто оказать разовую услугу, а организовать сопровождение семьи или одинокого человека до обретения ими благополучия. Сотрудники центра отслеживают, как идут дела, если нужно, корректируют программу помощи. Руководитель подчеркивает, что при подборе кадров помимо профессиональных навыков учитывается способность сочувствовать людям, уметь их выслушать.
— До сих пор помню своего первого посетителя, — признается специалист по социальной работе Лина Баринова. — Совсем молодой парнишка, выпускник детдома, пришел, чтобы узнать, когда он сможет получить жилье. Поскольку эта информация размещается в открытом доступе, я объяснила ему, где можно отслеживать движение очереди. Дальше он справится с этим сам.
Посетители Семейного МФЦ могут воспользоваться и цифровыми сервисами — самостоятельно или под руководством сотрудников. У самого входа на стене висит интерактивный киоск, в котором содержится информация о самом центре, об исполнительных органах Свердловской области, свод федерального и регионального законодательства, геоинформационная система и городской информационный справочник 2ГИС, афиша мероприятий и другие полезные сведения.
Чуть дальше, в специальной нише, установлены столы с компьютерами, с них можно зайти в справочно-информационный интернет-портал «Госуслуги», узнать про пособия и льготы для детей, многодетных семей, инвалидов, ветеранов. Сотрудники МФЦ при необходимости научат пользоваться этим сервисом, его возможностями.
В отделении социальных услуг и сопровождения прием ведут психологи, логопеды, юристы. Клинический психолог Виктория Халыбаджа помогает родителям найти общий язык с детьми, снять школьные конфликты. Психолог Анастасия Томе занимается терапией супружеских пар.
— Обращаются люди, которые не могут договориться между собой, находятся на грани развода, но хотят сохранить семью, — рассказывает Анастасия Томе. — Я помогаю супругам научиться слышать друг друга, находить компромисс. Процесс это не быстрый, но при желании отношения можно наладить. За консультациями чаще обращаются молодые люди в возрасте 20–25 лет, а семейные пары — чуть постарше.
В кабинете, где ведут прием детский психолог и логопед, установлен интерактивный стол. Этот сервис содержит несколько сотен программ, позволяющих в игровой, увлекательной форме провести диагностику особенностей развития ребенка и коррекцию. Изготовлен он, как и интерактивный киоск, отечественной компанией.
Служба экстренной психологической помощи, которой руководит Александр Дорофеев, призвана реагировать на ситуации, требующие немедленного вмешательства. Это может быть звонок от соседей о неблагополучии в семье, от учителей — о грубом обращении родителей с детьми. Сразу формируется мобильная бригада, куда входят специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог. Если есть подозрение на насилие над детьми, подключаем полицию, которая обеспечивает доступ в «нехорошую» квартиру. Бригада выезжает по адресу, разбирается на месте.
— На прошлой неделе поступил сигнал о неблагополучии в семье супругов с ментальными нарушениями, — рассказывает Анжела Торовина. — У них родился ребенок, но правильно ухаживать за ним у родителей не получается. Наша бригада выехала, убедилась, что двухлетний малыш содержится в ненадлежащих условиях. Был составлен акт и разработана индивидуальная программа помощи этой семье.
Действует в Семейном МФЦ и городской пункт проката технических средств реабилитации. Этой услугой могут воспользоваться не только инвалиды, но и люди с временной нетрудоспособностью, которые восстанавливаются после переломов или других тяжелых недугов. Помимо колясок, ходунков и других нехитрых приспособлений здесь имеются инновационные средства реабилитации с программным обеспечением и биологической обратной связью. Такие, как перчатка «Аника», помогающая восстановить мелкую моторику и координацию движений; тренажер для поддержания мускулатуры; автоматические кровати; иппотренажер, имитирующий бег коня и вынуждающий «наездника» напрягать все мышцы и держать осанку; имитрон, предназначенный для восстановления навыков ходьбы. Очень важно, что технические средства реабилитации выдаются людям на безвозмездной основе на срок до полугода. Доставляют их на дом и устанавливают тоже бесплатно.
— Торжественное открытие Семейного МФЦ состоялось 23 января, а на начало марта мы отработали 150 заявок, — говорит Анжела Торовина. — Но мы готовимся к тому, что поток посетителей будет нарастать как снежный ком. Поэтому сейчас разрабатывается система для онлайн–записи на прием.
Семейный МФЦ является структурным подразделением Комплексного центра социального обслуживания населения Октябрьского района и располагается в одном с ним здании, что обеспечивает тесное взаимодействие сотрудников двух учреждений для решения стоящих перед семьями свердловчан проблем. Сейчас, по словам Анжелы Торовиной, ведется работа по заключению соглашений с самыми разными ведомствами. Это позволит сотрудникам Семейного МФЦ использовать все имеющиеся в регионе ресурсы учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения и других сфер.
После экскурсии по центру, по пути к выходу мы услышали за одной из дверей музыку и веселые голоса. Заглянули и увидели группу азартно отплясывающих женщин серебряного возраста. Заметив посторонних, они остановились и охотно ответили на наши вопросы.
— Перед вами клуб ложкарей «Ложки-матрешки», — рассказывает Ирина Боровская. — Сейчас у нас физкультурная пауза, а до этого мы репетировали и занимались рукоделием. Покупку аккордеонов мы бы не потянули, поэтому выбрали ложки и другие шумовые инструменты — пищалки, звенелки, бубенцы. Когда понадобились концертные костюмы, мы занялись кройкой и шитьем, валянием, плетением из бересты. Все делаем сами.
— Опыт этого коллектива мы хотим использовать для налаживания преемственности поколений, — добавляет Анжела Торовина. — Чтобы бабушки-дедушки и внуки, родители и дети занимались чем-то сообща. Вместе ходили на экскурсии, участвовали в мероприятиях, развивающих играх.
СПРАВОЧНО
Адрес Семейного МФЦ в Екатеринбурге: ул. Малышева, д. 31б.
Дни и часы работы:
ПН–ПТ — с 9.00 до 20.00, СБ — с 10.00 до 17.00.
Телефоны:
8 (343) 266 47 02,
+7 905 804 93 67 (можно написать и WhatsApp).
Страничка Вконтакте: vk.com/smfc_ekb
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что жителям Свердловской области в 2024 году станут доступны еще 15 госуслуг в электронном виде и 4 новых офиса МФЦ.
Опубликовано в № 67 (9878) от 28 марта 2024 года.