Чеканный фриз, заполненный горельефными изображениями, расположенный на фронтоне над стеклянными витражами, — визитная карточка не только Дворца молодежи в Екатеринбурге. Сегодня это один из самых узнаваемых архитектурных образов Среднего Урала. В 70‑е годы прошлого столетия шла активная подготовка рабочих кадров для промышленных предприятий. Десятки тысяч учащихся осваивали программы на базе 130 профтехучилищ Свердловской области, и идея воспитания «интеллектуального рабочего» определила деятельность Дворца молодёжи. Сегодня воспитанники кружков и секций этого учреждения — дети и подростки от 7 до 18 лет. Дворец молодёжи — оплот дополнительного образования в Свердловской области. О том, по каким направлениям ведется работа, как записать своего ребенка на обучение, в чем уникальность обучающих программ и какое влияние на процессы обучения оказывает более чем 50-летний опыт работы, «ОГ» рассказал директор Дворца молодёжи Александр Слизько.
— Александр Николаевич, в 2023 году Дворец молодёжи отметил 50-летие. Всё начиналось в советские времена: были другие ориентиры, другие установки. Как за это время изменилась роль Дворца молодёжи? Есть ли принципиальные различия или можно говорить о какой-то преемственности в сфере дополнительного образования?
— В 1973 году Дворец был создан для рабочей молодежи. Сюда пришли лучшие коллективы Свердловска, чтобы ребята после смены могли прийти и заниматься творчеством. Была идея воспитания «интеллектуального рабочего», что и определило деятельность Дворца молодежи в те годы. Главным хозяином нового культурного пространства города было профтехобразование. Выставки технического творчества, концерты, театральная студия, спортивные секции, танцевальные и музыкальные объединения, фестивали, праздники, конкурсы студентов — всё это возникло в те годы.
А в начале 2000-х годов, когда появился термин «дополнительное образование», Дворец молодёжи получает новую жизнь. К нам пришли заниматься уже дети, а до этого были молодые, но взрослые люди. Новая глава в жизни нашего дворца до сих пор и продолжается. Это два эпохальных момента в жизни Дворца молодёжи.
Но генетически что осталось? Лучшая молодежь, самая талантливая и энергичная, занимается в лучших творческих коллективах при Дворце молодежи. Сегодня мы ведем все шесть направленностей дополнительного образования: техническое творчество и инженерия, компьютерные технологии, спорт, искусство, туризм и краеведение, медиа. Если говорить о развитии художественно-эстетической, то прежде всего это «Алёнушка». Вокально-инструментальный ансамбль был создан в 1976 году и стал легендарным, работает почти полвека, теперь это эстрадная студия. Сегодня преподают там ребята, которые сами когда-то занимались в студии, будучи детьми. Это самая настоящая преемственность поколений. Работает у нас и легендарный оркестр баянистов, созданный долгое время им руководившим Леонидом Болковским. Оркестр объездил с гастролями очень много стран. И сегодня в его составе также играют наши выпускники, руководит им ученица Леонида Зиновьевича.
Занимаются у нас команды КВН.
Во Дворце молодёжи работает знаменитая школа прыгунов в воду. У команды большая история, есть ребята, которые добивались высоких олимпийских успехов, получали медали. Эту историю, эти традиции мы продолжаем.
Тот генетический код, который был заложен при создании Дворца молодёжи, сегодня улучшен: всё лучшее осталось и продолжает развиваться, обрастая новыми направлениями и идеями.
Современный Дворец молодёжи — это развитая инфраструктура, высококвалифицированные педагоги, современная материально-техническая база, возможность выстроить индивидуальную траекторию развития для каждого ребенка, лучшие технологии и практики дополнительного образования.
— Дворец молодёжи с 2018 года является региональным оператором национального проекта «Образование». Расскажите, как реализуется проект? Основные направления работы?
— 2018 год стал еще одним из ключевых моментов в истории Дворца молодёжи. Это начало активной реализации проектов технической направленности. Хотя надо отметить, что Свердловская область заранее начала работу в этом направлении. Мы регион промышленный, и нам рабочих-специалистов и инженеров не хватает. Поэтому при поддержке губернатора Свердловской области и министерства образования региона уже с 2011 года Дворцом молодёжи начали создаваться по всей области площадки технической направленности. Позднее, в 2014-м, был принят проект «Уральская инженерная школа».
А в 2018 году пришли федеральные проекты, и их мы успешно смогли реализовать. Практически мы были к этому готовы. На тот момент у нас уже было порядка 70 базовых площадок по всей области: до этого мы каждый год создавали в среднем по 10 площадок. Сегодня их 94.
С 2012 года выделялось областное финансирование, а с 2018-го началось федеральное. Начали создаваться большие детские технопарки: «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб». Министерство образования определило нас региональным оператором этих проектов.
В 2021 году был запущен Дворец технического творчества в Верхней Пышме — уникальный инженерно-технический кластер. Проект регионального значения, аналогов которому нет в России. Здесь школьники Верхней Пышмы и близлежащих городов занимаются техническим творчеством и изобретательством, компьютерными технологиями и формируют инженерное мышление. Сотрудничество с индустриальными партнерами и ведущими предприятиями региона позволяет формировать среду, в которой дети проходят первичную профориентацию — узнают о востребованных рабочих профессиях, инженерно-технических специальностях, создают проекты, участвуют и побеждают в различных конкурсах и хакатонах при поддержке профессиональных экспертов.
— Расскажите об уникальном проекте — детском технопарке «Кванториум» в Губернаторском лицее, который был создан при поддержке губернатора Евгения Куйвашева.
— Сегодня в регионе созданы четыре детских технопарка «Кванториум» с федеральным финансированием: два в Екатеринбурге, в Верхней Пышме и в Первоуральске. Но губернатор Свердловской области, оценив необходимость таких центров, распорядился о создании региональных детских технопарков «Кванториум». Осенью Евгений Куйвашев откроет технопарк в Губернаторском лицее, который по своему оснащению ничем не уступает федеральному. Методически мы их все поддерживаем, задействуем во всех областных мероприятиях. Ежегодно руководители и педагогическое сообщество региона отправляется на обучение к федеральному оператору, чтобы основная идеология этого проекта сохранялась, чтобы такие центры даже в малых городах становились настоящими точками притяжения ребят и реализации их потенциала.
— В августе во Дворце молодёжи стартует приемная кампания. С какого возраста можно записать к вам ребенка? Как это сделать?
— С 7 до 18 лет, школьный возраст. Прежде всего нужно посетить сайт Дворца молодёжи, потому что каждое из подразделений открывает свою работу по-разному: кто-то с 15 сентября, кто-то с 1 октября. Обучение у нас бесплатное. На сайте указано всё: и время, когда нужно подать заявление, и количество мест, требования. По художественному и спортивному направлениям у нас предпрофессиональное образование. Здесь мы набираем ребят по конкурсу. Они обучаются 5–7 лет, по окончании мы выдаем документ государственного образца о том, что они уже почти профессионалы. Имеющиеся знания и опыт позволяют им успешно сдавать профильный экзамен, который требуется при поступлении в вуз.
— Какие направления пользуются особой популярностью?
— Конечно, техническое, это тренд. К 2010 году у нас было соотношение: 20% — технической направленности, а 80% — художественной и спортивной. Губернатор Свердловской области обратил на это внимание и принял решение о воссоздании всей системы. Поправка была сделана, конечно, на запросы времени, на востребованность профессий. Это дало свой положительный результат. На данный момент у нас 60% ребят на техническом направлении, а 40% — на художественном. По техническому направлению в приоритете это, конечно, информационные технологии, промышленный дизайн.
— Но вы ведь тоже держите руку на пульсе: какие-то новые направления у вас внедряются?
— Не открою тайны: это искусственный интеллект. Это тренд, который задается мировой повесткой, скорее всего это направление будет доминирующим долгие годы. Это как раз то новое, в чем можно себя реализовать с самого начала. Возможности раскрыть свои способности в этом направлении самые широкие. В «IT-кубах» и детских технопарках «Кванториум» мы реализуем программы по этой теме, несмотря на то что наши воспитанники — дети.
Во время прошедшей недавно Международной промышленной выставки ИННОПРОМ к нам приезжали специалисты Сбера. Они с интересом работают с нашими ребятами, отметили высокий уровень их подготовки и готовы сотрудничать в дальнейшем. Это отличный пример того, что наши программы востребованы.
— Что для вас и педагогов Дворца молодёжи главное в работе с детьми и родителями?
— Задача — помочь каждому ребенку раскрыть свои способности и выбрать направление для профессионального развития. Во Дворце молодёжи начинают путь в профессию юные инженеры, конструкторы, изобретатели и программисты, краеведы, журналисты, медийщики, спортсмены, музыканты и художники, хореографы и вокалисты. Более 11 000 детей в год обучаются по этим программам в подразделениях Дворца молодёжи. Дворец реализует проекты и сопровождает детей на мероприятиях разного уровня — от муниципального до международного.
Если говорить о преподавательском составе, то, как я говорил, у нас сильно развита преемственность. Да, и вообще, у нас все преподаватели — молодые люди, средний возраст — 23–25 лет. По техническому направлению это в основном инженеры, которые окончили технические вузы. Процентов 20 — выпускники педвузов, а 80 процентов — выпускники именно профильных вузов (УрФУ, Горный университет, УрГЭУ). Мы проводим курсы переподготовки, и они начинают работать.
Многие из них студентами приходили к нам на практику, но увидев, с каким желанием, вовлечением наши дети воспринимают материал, возвращаются уже на постоянную работу.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Свердловской области стартовали XVIII Всероссийские соревнования «Школа безопасности».
Опубликовано в №178(9989) от 14 августа 2024 года.