Нельзя облЕгчить: что нового ждет выпускников на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

И какую стратегию подготовки выбрать

Стремительно приближается время сдачи единого государственного экзамена. И если большинство предметов для прохождения итогового испытания выпускники школ могут выбрать сами, то экзамен по русскому языку относится к числу обязательных, а значит, неизбежно влияет на итоговый балл и шанс поступить в вуз. О том, какие изменения внесены в задания в этом году, какие ошибки являются традиционными и какую стратегию подготовки выбрать, рассказала «Облгазете» Наталия Юшкова, кандидат филологических наук, председатель предметной комиссии Свердловской области по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку.

С того момента, как ЕГЭ стал обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников в России, а его результаты — вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам, прошло более пятнадцати лет, однако споры вокруг него не утихают. Противники данной формы аттестации считают, что она якобы слишком механизирована, формализована, нацеливает на зубрежку и натаскивание, а не на изучение и понимание. Сторонники возражают: мол, ЕГЭ уравнивает права на поступление в вуз для выпускников всех школ страны, и что успешно сдать экзамен без системного усвоения знаний по тому или иному предмету невозможно.

— Единый государственный экзамен является объективной диагностикой уровня владения выпускниками школ русским языком, — говорит Наталия Юшкова. — Используемые контрольно-измерительные материалы касаются разных аспектов школьного русского. Задания позволяют проверить знание орфографии и пунктуации, языковых норм (акцентологических, лексических, грамматических), а также умение анализировать текст в самых разных аспектах. Кроме выполнения заданий с кратким ответом, экзаменуемые пишут сочинение с опорой на текст публицистического или художественного стиля, что, пожалуй, в каком-то смысле даже сложнее, чем сочинение в свободной форме, которое писали в свое время родители сегодняшних школьников.

По словам Наталии Юшковой, контрольно-измерительные материалы из года в год усложняются, причем значительно. Например, если несколько лет назад школьникам надо было выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных вариантов написания или употребления слова, то теперь задания такого типа не используются в контрольно-измерительных материалах. Выпускники работают с заданиями на множественный выбор, в которых количество правильных ответов неизвестно, с заданиями на соответствие. Причем в задания включаются слова и конструкции, употребление которых представляет особую сложность: «не» и «ни» с разными частями речи, написание одной или двух букв Н, правописание суффиксов и окончаний глаголов, причастий, прилагательных, слитное, раздельное или дефисное написание слов, постановка знаков препинания на стыке союзов и многое другое.

Содержит ЕГЭ по русскому и большой блок заданий на проверку языковых норм. Выпускнику надо понимать, скажем, что такое плеоназм, уметь видеть его в тексте и исправлять ошибку

— Очень важно внимательно прочитать задание, его формулировку, убедиться, что правильно все понял, — говорит Наталия Юшкова. — Нередко экзаменуемые допускают ошибку из-за того, что спешат. Объясню на примере слов-паронимов. Скажем, речь идет о дипломатичном поступке, а вместо него в предложении использовано прилагательное дипломатический. Выпускник же может, ухватив глазами корень, не прочитать слово полностью и не заметить ошибки.

Глубоких познаний на экзамене требует и работа с текстом: треть заданий экзаменационного варианта носит текстоориентированный характер. Нужно продемонстрировать понимание содержания текста и его языковых особенностей: способов грамматической связности текста, стилистических приемов, которые в нем используются. Кроме того, необходимо владеть стратегией чтения аксиологически значимых текстов, в которых затрагиваются нравственные проблемы, присутствует эмоциональная составляющая, часто затрудняющая, по словам Наталии Юшковой, понимание в момент прочтения.

— Умения, которые я перечислила лишь частично, не всегда предметны, они носят еще и метапредметный характер — то есть учат работать с информацией в целом, понимать языковой материал как часть языковой системы. И если в школе удалось сформировать у учеников представления о русском языке как о системе с разными уровнями, которые регулируются разными правилами, тогда выпускники показывают высокие результаты, — подчеркивает Наталия Юшкова.

По ее словам, учитель русского языка, даже не имеющий выпускников в текущем году, должен прекрасно знать контрольно-измерительные материалы ЕГЭ и строить работу с учетом типичных затруднений школьников. Причем, механический повтор правил, натаскивание на правильный ответ не помогут, если педагог на уроках пренебрегает аналитической работой — не сопоставляет правильный и неправильный ответы, не разбирает причину ошибок, не учит школьников объяснять свой выбор в каждом конкретном случае.

Достаточно серьезное изменение в ЕГЭ по русскому языку в 2025 году, по словам Наталии Юшковой, произошло в части, касающейся сочинения. Если раньше выпускникам необходимо было самостоятельно сформулировать проблему, которую автор поднимает в исходном тексте, то в этом году проблема будет уже заявлена в задании.

— На мой взгляд, это усложнит выполнение задания, — отмечает Наталия Юшкова. — Тексты, как правило, даются непростые, содержащие не одну, а несколько проблем. И выпускнику придется работать не с той, которую он уловил при чтении и которая ему близка и понятна, а с той, что задана. А в сочинении необходимо сформулировать позицию автора именно по заявленной проблеме. Но далеко не все экзаменуемые видят разницу между проблемой и авторской позицией. Между тем это отражает умение понимать, какие смыслы содержатся в тексте, и это очень важное умение. Кроме того, в сочинении нужно дать комментарий к проблеме, опираясь на два примера из текста, объяснить, какими способами связывает автор эти примеры — противопоставляет героев, сопоставляет факты, проводит аналогию? В сочинении необходимо обосновать и свое отношение к позиции автора, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. Это требует от пишущего сочинение показать на экзамене свою эрудированность и начитанность.

Наталия Юшкова обращает внимание на то, что советы не использовать сложные конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, которые дают иногда школьникам родители и учителя, являются вредными.

— На экзамене предлагаются тексты, достаточно сложные по проблематике. А можно ли сложную мысль выразить примитивной грамматической конструкцией? Нет, конечно. И если мы ориентируем ребёнка на простые предложения, мы лишаем его возможности выразить сложное содержание, глубоко осмыслить значимую нравственную проблему, — говорит Наталия Юшкова.

К счастью, по ее словам, у нас в области очень много творческих педагогов, которые серьёзно относятся и к процессу обучения, и к процессу подготовки к итоговой аттестации. И свердловские школьники в среднем показывают достаточно высокие результаты по ЕГЭ по русскому языку. Задания базового уровня сложности стабильно выполняет более половины выпускников, а задание повышенной сложности на знание изобразительно-выразительных языковых средств в прошлом году выполнило 76 процентов участников ЕГЭ — это намного больше контрольных цифр Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Иногда родители жалуются, что ЕГЭ по русскому языку усложняется, что детям трудно справляться с заданиями.

— Если задание начинают хорошо делать все группы школьников — и «отличники», и «троечники» — значит, оно уже не имеет дифференцирующего свойства, и его нужно трансформировать, изменить, так что усложнение отдельных заданий всегда носит объективный характер, — объясняет Наталия Юшкова. — Как показывает статистика, в первые два года после внесения изменений в контрольно-измерительные материалы количество тех, кто успешно справляется с заданиями, снижается в среднем на 30 процентов, но потом показатели опять возрастают. Школьная методика, творческие усилия педагогов позволяют ликвидировать разрыв.

Однако нельзя надеяться, что успех ЕГЭ зависит исключительно от учителей или репетиторов. Очень важна самостоятельная подготовка школьника. Наталия Юшкова советует выпускникам выстроить план в соответствии с блоками заданий, которые включены в экзаменационные варианты, и методично прорабатывать их. На сайте ФИПИ есть обширный тренировочный материал по каждому заданию. Все это предлагается абсолютно бесплатно — только пользуйся.

— Советую при подготовке к экзамену регулярно фиксировать правильные и неправильные ответы, — говорит Наталия Юшкова. — Тогда вы, возможно, увидите, что каждый раз допускаете одну и ту же ошибку, значит, тут у вас пробел в знаниях, который нужно восполнить: повторить правила, составить словарь личных трудностей, найти советы для запоминания . Полезно также объединяться в команды, вместе разбираться со сложными случаями. Соревновательная составляющая и дружеская поддержка сделают подготовку к экзамену целенаправленной и вдохновляющей.

К сожалению, обучение происходит не только в школе. Языковая среда, в которой мы сейчас вращаемся, далека от идеала. Многие с детства слышат безграмотную речь, читают тексты, содержащие ошибки. И это мешает становлению языковой личности. Если же ребенок растет в окружении образцовой речи, образцовых текстов, у него вырабатывается языковое чутьё, языковая интуиция, которая позволяет находить верный вариант ответа даже в самых сложных случаях.

— Если вокруг школьника все говорят «звОнит» или «жАлюзи», то ему труднее усвоить правильный вариант, чем тому, кто вращается среди людей с грамотной речью и кто не сталкивается с ошибками, — говорит Наталия Юшкова. — Кроме того, в экзаменационный материал включаются и редкие для повседневного речевого оборота слова, например, «облегчИть», «принУдить». Это может вызывать затруднения, если в процессе подготовки такие примеры не отрабатывались.

Вообще, современная коммуникация создает информационный шум, что приводит к перегрузке и к тому, что носители языка часто воспринимают информацию поверхностно, не ранжируют её с точки зрения достоверности и значимости, многое опускают, в связи с этим дефицитными становятся такие качества речи, как логичность и точность. Поэтому контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку, по словам Наталии Юшковой, — это своего рода ориентир для педагогов, показывающий, что является проблемным, чему сегодня надо учить.

— Русский язык прежде всего ориентирован на развитие гибкости мышления, потому что в нем много разных правил, много исключений, которые надо запомнить, — говорит Наталия Юшкова. — Занимаясь русским языком, мы развиваем интеллектуальный потенциал личности. И ребята, которые получили на ЕГЭ по русскому 80 и более баллов, как правило, преуспевают и в других дисциплинах, они смогут реализоваться в жизни, поскольку правильно понимают смысл информации, умеют грамотно и точно выражать свои мысли.

Ранее «Областная газета» писала о том, что две качканарские школы прошли отбор комплексного сопровождения управленческих и педагогических команд.

Опубликовано в №52 (10159) от 13 марта 2025 года.

Для школьников Первоуральска провели открытый «Урок цифры»

В средней общеобразовательной школе № 32 Первоуральска прошел очередной открытый «Урок цифры» для одиннадцатиклассников. Представитель компании «1С» рассказал...

Открыта регистрация на III Международный женский форум в Екатеринбурге

Третий Международный женский форум «Согласие. Единство. Развитие» пройдет в Екатеринбурге и объединит около 20 тыс. участников из 22 стран....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также