В Свердловской области вышла на новый уровень работа по развитию системы среднего профессионального образования и профориентации в школах. Нарастающими темпами идет создание кластеров и их финансирование в рамках реализации проекта «Профессионалитет». При активном участии главы региона Дениса Паслера в следующем году будет создано сразу семь новых кластеров, которые получат 1,5 млрд рублей. О том, как и по каким направлениям готовят в регионе кадры для экономики, рассказала «ОГ» министр образования Свердловской области Светлана Тренихина.
— Светлана Юрьевна, ключевая задача, которая стоит перед системой образования, — обеспечить различные отрасли экономики квалифицированными кадрами, увлеченными своей профессией, обладающими необходимыми знаниями и навыками. Как она решается в Свердловской области?
— У нас в Свердловской области, как и по всей стране, этому вопросу уделяется большое внимание и уже создана система бесшовного обучения с ориентиром на будущую профессию. Во-первых, в образовательных организациях для ребят с шестого по одиннадцатый класс каждый четверг проходят профориентационные уроки «Россия — мои горизонты». На них подростки знакомятся с различными отраслями экономики, с ситуацией на рынке труда, с требованиями к той или иной профессии, а также могут попробовать свои силы в роли специалистов разных сфер на моделирующих профпробах.
Во-вторых, у нас есть региональный проект «Уральская инженерная школа 2.0», в который ребята вовлечены с детского сада. Уже там они начинают знакомиться с профессиями, получают в игровой форме базовые навыки, в школе все это подкрепляется углубленными знаниями и дополнительными компетенциями. Уже в восьмом-девятом классе подростки понимают, какой вид деятельности вызывает у них больший интерес и вполне осознанно приступают к профессиональным пробам либо работе в специализированных центрах, где получают азы профессии. Потом часть ребят поступает в колледжи. Там мастерские оснащены современным оборудованием, аналогичным тому, что имеется на производстве. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам плавно перейти к работе по профессии либо продолжить обучение в вузе, имея реальное представление о будущей специальности.
Это, конечно, идеальная картинка, но к ней стремится все большее количество образовательных организаций. У нас есть дорожная карта по совершенствованию профобучения, и мы достаточно целенаправленно по ней движемся. У нас есть помощники — наши партнеры из реального сектора экономики, которые вкладывают свои деньги в оснащение классов, мастерских, лабораторий, чтобы условия профобучения максимально соответствовали выполнению задачи по подготовке кадров.
— В наши школы вернулись уроки труда. Как обстоят дела с оснащением лабораторий, мастерских?
— В этом учебном году все регионы страны получили финансирование из федерального бюджета на то, чтобы дооснастить или полностью оснастить кабинеты труда как для девочек, так и для мальчиков. В них есть швейные машинки, кухонное оборудование, верстаки, стамески, станки с ЧПУ.
В рамках регионального проекта «Уральская инженерная школа 2.0» из областного бюджета финансируется создание лабораторий, скажем, по физике, химии. В предстоящем учебном году за счет федерального бюджета запланировано обновление кабинетов физики, а также музыки и ИЗО. Внимание государства к творческим предметам особенно радует, потому что раньше на них деньги выделялись самими школами по остаточному принципу.
— Наш регион в числе первых включился в реализацию федерального проекта «Профессионалитет». Что уже удалось сделать?
— За три года реализации проекта в регионе было создано 12 кластеров, а с сентября нынешнего года начнет подготовку специалистов еще один — уникальный кластер атомной энергетики на базе Новоуральского технологического колледжа.
Должна отметить, что материальная база уже имеющихся кластеров считается достаточно продвинутой. Средства на ее развитие выделяются из федерального и регионального бюджетов. Они идут на ремонт учебных классов, запуск новых мастерских и лабораторий, закупку современного оборудования, на стипендии студентам и бесплатные места в общежитиях, на дополнительные выплаты педагогам.
Большой вклад в реализацию программы «Профессионалитет» вносят работодатели. Наши промышленники показали себя надежными партнерами: они активно участвуют в выборе направлений подготовки специалистов, не жалеют средств на создание условий для их обучения. Уральские заводы заключают со студентами колледжей срочные трудовые договоры на период производственной практики и выплачивают им зарплату.
В Свердловской области регулярно проводятся региональные и межрегиональные чемпионаты профессионального мастерства, мы постоянно принимаем у себя делегации из других регионов, делимся опытом по созданию кластеров.
— В этом году одобрено рекордное количество заявок на создание кластеров — семь из десяти. В прошлом году соотношение было скромным — одна заявка из десяти. С чем это связано?
— Успех в конкурсе документов зависит от того, насколько качественно подготовлена заявка, продуманы все детали, от погруженности в конечном счете всех участников в работу. Что скрывать, настроить на выполнение задачи одно министерство — это целое искусство, а тут требуется сонастроить так называемый межвед — работу нескольких ведомств, колледжей, предприятий.
В этом году глава региона Денис Владимирович Паслер взял под личный контроль подготовку нашей заявки, вникал во все детали и обсуждал их с профильными министрами, с промышленниками, отслеживал этапы продвижения заявки. Мы работали одной командой, поэтому не могли проиграть.
В 2026 году будут созданы кластеры, где будут готовить специалистов для металлургической, горнодобывающей, радиоэлектронной, легкой промышленности, строительства, сельского хозяйства, топливно-энергетического и транспортного комплексов, — словом, для всех традиционных уральских производств.
— На что вы опираетесь при выборе направлений подготовки кадров?
— По сути, мы выполняем заказ региональной экономики, наших работодателей. Все мы заинтересованы в том, чтобы наши дети, повзрослев и получив профессию, оставались работать в регионе. И верхом легкомыслия было бы исходить из эфемерных представлений о том, какие именно специалисты понадобятся в ближайшем и отдаленном будущем. В этом вопросе мы опираемся на серьезные исследования регионального министерства экономики, департамента по труду и занятости, которые дают прогнозы на пять, десять, пятнадцать лет.
Нужно также учитывать, что в прогнозы вмешивается прогресс. Еще совсем недавно бытовало представление, что искусственный интеллект — это из области фантастики. А сегодня технологии ИИ стремительно внедряются во все отрасли, требуется все больше специалистов, владеющих ими.
— А на что должны опираться руководители школ при выборе направлений профориентации: на желания учеников или на запросы экономики?
— Это сложносочиненная история. Руководитель школы должен учитывать все тенденции и пожелания. Это и мнения ребят, чтобы им было интересно заниматься, и понимание родителей о будущем детей, и тенденции на рынке труда, и задачи, которые ставятся на государственном уровне. Невозможно не учитывать при построении учебного процесса, профориентации общую направленность развития экономики, необходимость достижения нашей страной технологического суверенитета. Выбор всегда за детьми и их родителями, но мы должны предложить им достоверную информацию и понимание тех факторов, которыми они могут руководствоваться при выборе своего пути.
Продвижение к успеху невозможно также без наставника, учителя, воспитателя, родителя — того внимательного взрослого, который помогает подобрать виды деятельности для ребенка с учетом его склонностей, способностей, перспективы. И делает это грамотно. Не секрет, что некоторые семьи ориентируют ребенка на то, что ему легко дается. Например, он умеет играть на компьютере, будет айтишником. А другие поступают наоборот: если сын отличается в спорте, его ориентируют на изучение иностранных языков, чтобы расширить возможности выбора.
— Есть ли в образовании специалисты, которые помогают выявить предрасположенность ребенка к той или иной профессии?
— Да, в каждой школе сейчас есть психологи, которые при помощи тестов помогают детям разных возрастов понять, какая сфера деятельности им больше подходит, соотнести их желания с возможностями. В колледжах есть центры тестирования «Моя карьера», где уже более детально исследуются предрасположенности подростка к выполнению определенных работ. Наконец, в Екатеринбурге работает центр психолого-педагогической поддержки «Диалог», его специалисты могут целенаправленно сопровождать ребенка в выборе будущей профессии.
— Для успешной профориентационной работы и реализации проекта «Профессионалитет» нужны кадры преподавателей, мастеров. Как ведется их подготовка и переподготовка?
— Это действительно очень актуальная задача. К сожалению, дефицит кадров имеется и в педагогической сфере. В решении проблемы нам опять же оказывают поддержку предприятия: они поощряют и премируют педагогов, мастеров и наставников, которые готовы работать с ребятами, помогать им осваивать профессии.
В системе среднего профессионального образования у нас создан пул мастеров, которые работают с ребятами на станках. Мы стараемся их поощрять. В частности, ежегодно проводим конкурс «Мастер года», победитель которого получает губернаторскую премию.
При том внимании, которое первые лица государства и региона уделяют вопросу подготовки кадров, работа педагога, мастера, наставника становится престижной.
— Одно время детей отучили от элементарного труда — уборки классов, пришкольной территории. Не было ли это ошибкой?
— Что касается участия школьников в уборке классов, то это трудовое воспитание, а оно вводится или не вводится по договоренности администрации с родительским комитетом и советом обучающихся. Я считаю, что его необходимо вводить. Более того, в тех школах, где я работала, помощь детей в уборке классов, в проведении субботников всегда была нормой. Это было наше общее дело, и никто не боялся запачкать руки. Конечно, мыть окна детей не направят, этим занимаются профессионалы, но следить за чистотой, поднять бумажку с пола под силу каждому малышу.
Как педагог я глубоко убеждена, что самое главное, чему мы должны научить ребенка — это трудиться. Если он, начиная с детского сада, а потом в школе, колледже, вузе будет понимать, для чего выполняет задания, что это его труд, его зона ответственности, будет стремиться быть лучшим, то рано или поздно такое отношение к делу приведет его к профессиональному успеху.
Ранее «Областная газета» писала о том, как «Профессионалитет» помогает в подготовке кадров для предприятий Свердловской области.