«Профессионалитет» — путь в будущее: эксклюзивное интервью министра образования Свердловской области Светланы Тренихиной

При активном участии главы региона Дениса Паслера в следующем году будет создано сразу семь новых кластеров

В Свердловской области вышла на новый уровень работа по развитию системы среднего профессионального образования и профориентации в школах. Нарастающими темпами идет создание кластеров и их финансирование в рамках реализации проекта «Профессионалитет». При активном участии главы региона Дениса Паслера в следующем году будет создано сразу семь новых кластеров, которые получат 1,5 млрд рублей. О том, как и по каким направлениям готовят в регионе кадры для экономики, рассказала «ОГ» министр образования Свердловской области Светлана Тренихина.

— Светлана Юрьевна, ключевая задача, которая стоит перед системой образования, — обеспечить различные отрасли экономики квалифицированными кадрами, увлеченными своей профессией, обладающими необходимыми знаниями и навыками. Как она решается в Свердловской области?

— У нас в Свердловской области, как и по всей стране, этому вопросу уделяется большое внимание и уже создана система бесшовного обучения с ориентиром на будущую профессию. Во-первых, в образовательных организациях для ребят с шестого по одиннадцатый класс каждый четверг проходят профориентационные уроки «Россия — мои горизонты». На них подростки знакомятся с различными отраслями экономики, с ситуацией на рынке труда, с требованиями к той или иной профессии, а также могут попробовать свои силы в роли специалистов разных сфер на моделирующих профпробах.

Во-вторых, у нас есть региональный проект «Уральская инженерная школа 2.0», в который ребята вовлечены с детского сада. Уже там они начинают знакомиться с профессиями, получают в игровой форме базовые навыки, в школе все это подкрепляется углубленными знаниями и дополнительными компетенциями. Уже в восьмом-девятом классе подростки понимают, какой вид деятельности вызывает у них больший интерес и вполне осознанно приступают к профессиональным пробам либо работе в специализированных центрах, где получают азы профессии. Потом часть ребят поступает в колледжи. Там мастерские оснащены современным оборудованием, аналогичным тому, что имеется на производстве. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам плавно перейти к работе по профессии либо продолжить обучение в вузе, имея реальное представление о будущей специальности.

Это, конечно, идеальная картинка, но к ней стремится все большее количество образовательных организаций. У нас есть дорожная карта по совершенствованию профобучения, и мы достаточно целенаправленно по ней движемся. У нас есть помощники — наши партнеры из реального сектора экономики, которые вкладывают свои деньги в оснащение классов, мастерских, лабораторий, чтобы условия профобучения максимально соответствовали выполнению задачи по подготовке кадров.

— В наши школы вернулись уроки труда. Как обстоят дела с оснащением лабораторий, мастерских?

— В этом учебном году все регионы страны получили финансирование из федерального бюджета на то, чтобы дооснастить или полностью оснастить кабинеты труда как для девочек, так и для мальчиков. В них есть швейные машинки, кухонное оборудование, верстаки, стамески, станки с ЧПУ.

В рамках регионального проекта «Уральская инженерная школа 2.0» из областного бюджета финансируется создание лабораторий, скажем, по физике, химии. В предстоящем учебном году за счет федерального бюджета запланировано обновление кабинетов физики, а также музыки и ИЗО. Внимание государства к творческим предметам особенно радует, потому что раньше на них деньги выделялись самими школами по остаточному принципу.

— Наш регион в числе первых включился в реализацию федерального проекта «Профессионалитет». Что уже удалось сделать?

— За три года реализации проекта в регионе было создано 12 кластеров, а с сентября нынешнего года начнет подготовку специалистов еще один — уникальный кластер атомной энергетики на базе Новоуральского технологического колледжа.

Должна отметить, что материальная база уже имеющихся кластеров считается достаточно продвинутой. Средства на ее развитие выделяются из федерального и регионального бюджетов. Они идут на ремонт учебных классов, запуск новых мастерских и лабораторий, закупку современного оборудования, на стипендии студентам и бесплатные места в общежитиях, на дополнительные выплаты педагогам.

Большой вклад в реализацию программы «Профессионалитет» вносят работодатели. Наши промышленники показали себя надежными партнерами: они активно участвуют в выборе направлений подготовки специалистов, не жалеют средств на создание условий для их обучения. Уральские заводы заключают со студентами колледжей срочные трудовые договоры на период производственной практики и выплачивают им зарплату.

В Свердловской области регулярно проводятся региональные и межрегиональные чемпионаты профессионального мастерства, мы постоянно принимаем у себя делегации из других регионов, делимся опытом по созданию кластеров.

— В этом году одобрено рекордное количество заявок на создание кластеров — семь из десяти. В прошлом году соотношение было скромным — одна заявка из десяти. С чем это связано?

— Успех в конкурсе документов зависит от того, насколько качественно подготовлена заявка, продуманы все детали, от погруженности в конечном счете всех участников в работу. Что скрывать, настроить на выполнение задачи одно министерство — это целое искусство, а тут требуется сонастроить так называемый межвед — работу нескольких ведомств, колледжей, предприятий.

В этом году глава региона Денис Владимирович Паслер взял под личный контроль подготовку нашей заявки, вникал во все детали и обсуждал их с профильными министрами, с промышленниками, отслеживал этапы продвижения заявки. Мы работали одной командой, поэтому не могли проиграть.

В 2026 году будут созданы кластеры, где будут готовить специалистов для металлургической, горнодобывающей, радиоэлектронной, легкой промышленности, строительства, сельского хозяйства, топливно-энергетического и транспортного комплексов, — словом, для всех традиционных уральских производств.

— На что вы опираетесь при выборе направлений подготовки кадров?

— По сути, мы выполняем заказ региональной экономики, наших работодателей. Все мы заинтересованы в том, чтобы наши дети, повзрослев и получив профессию, оставались работать в регионе. И верхом легкомыслия было бы исходить из эфемерных представлений о том, какие именно специалисты понадобятся в ближайшем и отдаленном будущем. В этом вопросе мы опираемся на серьезные исследования регионального министерства экономики, департамента по труду и занятости, которые дают прогнозы на пять, десять, пятнадцать лет.

Нужно также учитывать, что в прогнозы вмешивается прогресс. Еще совсем недавно бытовало представление, что искусственный интеллект — это из области фантастики. А сегодня технологии ИИ стремительно внедряются во все отрасли, требуется все больше специалистов, владеющих ими.

— А на что должны опираться руководители школ при выборе направлений профориентации: на желания учеников или на запросы экономики?

— Это сложносочиненная история. Руководитель школы должен учитывать все тенденции и пожелания. Это и мнения ребят, чтобы им было интересно заниматься, и понимание родителей о будущем детей, и тенденции на рынке труда, и задачи, которые ставятся на государственном уровне. Невозможно не учитывать при построении учебного процесса, профориентации общую направленность развития экономики, необходимость достижения нашей страной технологического суверенитета. Выбор всегда за детьми и их родителями, но мы должны предложить им достоверную информацию и понимание тех факторов, которыми они могут руководствоваться при выборе своего пути.

Продвижение к успеху невозможно также без наставника, учителя, воспитателя, родителя — того внимательного взрослого, который помогает подобрать виды деятельности для ребенка с учетом его склонностей, способностей, перспективы. И делает это грамотно. Не секрет, что некоторые семьи ориентируют ребенка на то, что ему легко дается. Например, он умеет играть на компьютере, будет айтишником. А другие поступают наоборот: если сын отличается в спорте, его ориентируют на изучение иностранных языков, чтобы расширить возможности выбора.

— Есть ли в образовании специалисты, которые помогают выявить предрасположенность ребенка к той или иной профессии?

— Да, в каждой школе сейчас есть психологи, которые при помощи тестов помогают детям разных возрастов понять, какая сфера деятельности им больше подходит, соотнести их желания с возможностями. В колледжах есть центры тестирования «Моя карьера», где уже более детально исследуются предрасположенности подростка к выполнению определенных работ. Наконец, в Екатеринбурге работает центр психолого-педагогической поддержки «Диалог», его специалисты могут целенаправленно сопровождать ребенка в выборе будущей профессии.

— Для успешной профориентационной работы и реализации проекта «Профессионалитет» нужны кадры преподавателей, мастеров. Как ведется их подготовка и переподготовка?

— Это действительно очень актуальная задача. К сожалению, дефицит кадров имеется и в педагогической сфере. В решении проблемы нам опять же оказывают поддержку предприятия: они поощряют и премируют педагогов, мастеров и наставников, которые готовы работать с ребятами, помогать им осваивать профессии.

В системе среднего профессионального образования у нас создан пул мастеров, которые работают с ребятами на станках. Мы стараемся их поощрять. В частности, ежегодно проводим конкурс «Мастер года», победитель которого получает губернаторскую премию.

При том внимании, которое первые лица государства и региона уделяют вопросу подготовки кадров, работа педагога, мастера, наставника становится престижной.

— Одно время детей отучили от элементарного труда — уборки классов, пришкольной территории. Не было ли это ошибкой?

— Что касается участия школьников в уборке классов, то это трудовое воспитание, а оно вводится или не вводится по договоренности администрации с родительским комитетом и советом обучающихся. Я считаю, что его необходимо вводить. Более того, в тех школах, где я работала, помощь детей в уборке классов, в проведении субботников всегда была нормой. Это было наше общее дело, и никто не боялся запачкать руки. Конечно, мыть окна детей не направят, этим занимаются профессионалы, но следить за чистотой, поднять бумажку с пола под силу каждому малышу.

Как педагог я глубоко убеждена, что самое главное, чему мы должны научить ребенка — это трудиться. Если он, начиная с детского сада, а потом в школе, колледже, вузе будет понимать, для чего выполняет задания, что это его труд, его зона ответственности, будет стремиться быть лучшим, то рано или поздно такое отношение к делу приведет его к профессиональному успеху.

Ранее «Областная газета» писала о том, как «Профессионалитет» помогает в подготовке кадров для предприятий Свердловской области.

Около 60 тыс. пассажиров воспользовались туристскими поездами Свердловской магистрали за летний сезон

Свердловская железная дорога подвела итоги летних туристских перевозок ко Всемирному дню туризма, который отмечается 27 сентября....

Конкурс красоты и таланта для свердловчанок, перенесших рак, впервые состоялся на II Уральском онкологическом форуме

Уникальный форум для пациентов с онкозаболеваниями и их родных второй раз прошел в Екатеринбурге. На мероприятии, участниками которого...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также