Возможность принести радость другому человеку, каждый акт выбора подарка и дарение — это уникальное событие, которое приносит счастье и не приводит к гедонистической адаптации, полагают исследователи. Какие психологические факторы заложены в основе выбора и дарения подарка, сообщили в пресс-службе Уральского федерального университета (УрФУ).
Так, еще в 2018 году ученые Чикагского университета Эд О’Брайен и Северо-Западного университета Саманта Кассирер обнаружили, что положительные эмоции от пожертвований, благотворительности, дарения подарков длятся дольше, чем от других действий: получения подарков, употребления вкусной еды, получения зарплаты и так далее.
«Существует несколько, на мой взгляд, психологических причин, объясняющих, почему нам нравится дарить подарки. Во-первых, это потребность в аффилиации. То есть мы стремимся создавать теплые, доверительные, эмоционально значимые отношения с другими людьми. И приобретение подарка для другого — это шаг навстречу в построении таких отношений, стремление сблизиться с другим человеком. Поэтому подарки чаще покупают близким и значимым людям своего окружения», — рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии УрФУ Любовь Оконечникова.
Вторая причина связана с эмоциональным интеллектом: при выборе подарка мы включаем эмоциональную составляющую и пытаемся осознать свои и чужие эмоции, чувства и желания, полагает психолог.
«Выбор подарка — это своеобразный тренажер своего эмоционального интеллекта. Подбирая подарок, мы развиваем свой эмоциональный интеллект и пробуем мысленно ответить на вопросы, связанные с чувствами значимых для нас людей. Какие эмоции вызывает у меня подарок, который я бы хотел подарить? Какие эмоции вызовет этот подарок у того, кому я бы хотел его подарить? Смогу ли я подобрать такой подарок, который будет приятен, понравится или пригодится близкому человеку? И когда мы угадываем желание человека, это приносит нам положительные эмоции», — добавила Любовь Оконечникова.
Третья причина покупки подарков — это правило взаимного обмена. Один из видов социальных норм, который заключается в том, что если нам оказали услугу, то в ответ хочется сделать так же: человек чувствует себя обязанным «отплатить той же монетой».
«Взаимный обмен может проявляться и на эмоциональном уровне. Подарок — новая вещь, которая вызывает спектр положительных эмоций (таких как радость, восторг, удивление) у того, кому дарят, и в процессе дарения, согласно взаимному обмену, возвращаются тому, кто дарит. Желание пережить положительные эмоции с близкими нам людьми подталкивает нас к выбору подарка», — отметила психолог.
Интересный феномен, влияющий на покупку подарков, отражает прямо противоположные социальные явления: массовидность и индивидуализм, добавляет эксперт.
«С одной стороны, мы подвергаемся массовому влиянию, когда, попадая в магазин, проявляем типичное покупательское поведение: обращаем внимание на нечто привлекательное, переживаем разные эмоциональные состояния, выстраиваем аргументы „за“ и „против“, наконец, приобретаем товар. С другой стороны, мы проявляем свою индивидуальность. При покупке подарка другому мы делаем свой выбор, реализуем свои желания. Наиболее ярко наша индивидуальность проявляется, когда мы делаем подарок своими руками или сами его упаковываем. Процесс дарения такого подарка — это самореализация нашей личности, именно такие подарки мы запоминаем больше всего», — заключает Любовь Оконечникова.
По словам эксперта, существует психологическая потребность — желание быть свидетелем чего-то необычного: когда мы дарим подарок, то, приблизившись к близкому человеку, предвидев его эмоции, надеемся, что он увидит что-то волшебное и мы увидим это вместе с ним. Однако этот феномен, как поясняет специалист, еще малоизучен.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, где можно встретить Новый год в Екатеринбурге.