Многие родители задаются вопросом, как после трудного рабочего дня бесконфликтно и спокойно помочь ребенку с выполнением домашнего задания. Свердловчанам об этом рассказала Светлана Хабарова, врач-психиатр, руководитель филиала «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы и мама второклассника, сообщили в департаменте информационной политик региона.
— Светлана Викторовна, такая ситуация — это мелочи жизни или фактор риска формирования серьезных проблем?
— На самом деле это важная тема, потому что последствия такого негативного общения с ребенком могут быть очень печальными, они способны повлиять на дальнейшую жизнь. Родители негодуют, а ребенок в этот момент искренне не понимает, чего от него хотят. Его состояние можно сравнить с тем, как если бы взрослого поставили в центр комнаты, а три человека, встав напротив, начали бы одновременно кричать ему каждый свою фразу: «Ты ничего не понимаешь», «Тебе это не дано», «Ты глупый». Что будет со взрослым человеком? А здесь — ребенок.
— Но ведь и кричит всего лишь один человек.
— Один, но он фигура значимая — это любимый, родной человек. То есть добавляется еще и это противоречие. Из-за таких, казалось бы, незначительных эпизодов возникает целый спектр проблем. Вы портите отношения с ребенком, он может вообще от вас закрыться. Школа, уроки начинают у него ассоциироваться с негативом, и он будет стараться всячески этого негатива избегать. Если вы в своих высказываниях упоминаете учителей, которые «ничего толком объяснить не могут», то и ребенок начинает так относиться к педагогам. Ну, и плюс ваше чувство вины за несдержанность, эмоциональная усталость…
— И что же делать? Иногда ведь, правда, так устанешь за день, а тут еще сидит твое чадо и не может решить элементарную задачку.
— Что изменится, если вы повысите голос? Как это улучшит качество выполнения домашней работы? Ребенок не понимает, почему взрослый начинает кричать, а взрослый не понимает, что может быть непонятного в такой простой задаче, и кричит. Круг замкнулся. Надо осознать, что давать волю эмоциям в данном случае непродуктивно. Как только повышаешь на ребенка голос, у него наступает запредельное торможение: он перестает вообще что-либо понимать и воспринимать. Налаживайте диалог: «Скажи мне, что именно тебе непонятно, давай разбираться».
— А ребенок говорит: «Я вообще ничего не понял». И ты потихоньку начинаешь закипать.
— Нужно понять, в чем именно проблема, и в этом моменте помочь. А кричать и нервничать бесполезно. Напишите это в своей голове на большом транспаранте.
Чтобы ребенок не ждал, что вы ему заново объясните то, что он должен был усвоить на уроке, с самого первого дня обучения у него должен быть определенный уровень ответственности. Основную часть заданий он должен выполнять сам, а для этого нужно в школе максимально усваивать то, что дают учителя. Контроль родителей должен присутствовать, но это не должно быть так: «Милый, пойдем делать домашнее задание». Как будто это маме надо.
— Многие родители считают, что сейчас такой большой объем домашних заданий, что они обязаны часть взять на себя.
— Это все гипертрофировано. Нормальный объем заданий, доступный для выполнения интеллектуально сохранным ребенком. Моему сыну восемь лет, он во втором классе. Когда начали задавать домашнюю работу, он пришел ко мне: «Давай делать домашку». Я говорю: «Это же тебе задано. Делай. Ошибешься — я тебе помогу». И он понял, привык делать сам. Я слежу, чтобы он занимался, потом получаю результат, беру в руки карандаш, подчеркиваю ошибки, он разбирается и исправляет.
Зашкаливающая гиперопека принесет только вред сыну или дочери и головную боль родителям. У ребенка должна быть самостоятельность и ответственность, даже у маленького. Он должен чувствовать, что вы рядом и вам небезразлично, как он справляется с учебой, но не надо учиться вместо него.
— Но некоторым детям действительно сложно усвоить материал, а иногда есть и другие причины того, что ребенок «тормозит» при выполнении заданий дома. Например, не сложились отношения с учителем или одноклассниками.
— Тем более нужно разобраться, а не набрасываться с упреками. Крик не решит проблему, а только усугубит ее. Чем уважительнее и доброжелательнее родитель относится к ребенку, тем больше ребенок к нему прислушивается.
Если чувствуете, что готовы сорваться на крик, сделайте паузу, пусть ребенок пока займется более легким заданием или вместе попейте чаю, успокойтесь. Делегируйте часть своих забот другим членам семьи: бабушка или папа тоже могут проверить, правильно ли решен пример или послушать выученное стихотворение.
Важно помнить, что отношения с сыном или дочерью важнее школьных оценок. Дозируйте строгость и не путайте ее с агрессией. Ну, и не ограничивайте общение с детьми проверкой уроков. Хотя бы один выходной день проводите без разговоров о школе и зубрежки. Например, отправляйтесь вместе на каток, в парк или в кино. И взрослым, и детям нужна перезагрузка.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области более 1 тыс. пар планируют заключить брак в феврале.