По данным на 2020 год, в России было зарегистрировано почти 19 тысяч беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). К началу 2025 года их количество выросло почти в шесть раз — до более чем 110 тысяч. Такой стремительный рост связан не только с задачами Министерства обороны, но и с активным применением дронов в гражданском секторе — в коммерции, сельском хозяйстве, строительстве, журналистике и других сферах. Одновременно с ростом популярности увеличивается и число вопросов от владельцев дронов: где можно летать, какие разрешения нужны, какие существуют ограничения и чем грозят нарушения правил? Об этом рассказывает заместитель начальника Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Уральскому федеральному округу Александр Васьков.
— Что такое беспилотный летательный аппарат?
— Это воздушное судно, управляемое и контролируемое в полете пилотом, который находится вне борта такого воздушного судна. Аппараты классифицируются по типу конструкции: самолетного типа с фиксированным крылом, вертолетного типа с одним или несколькими роторами, мультироторного типа — например, квадрокоптеры, аэростатического типа — воздушные шары и аэростаты, а также гибридные конструкции, которые сочетают элементы нескольких типов. Кроме того, дроны различаются и по назначению: гражданские — для коммерческого, научного или личного использования, и военные — для выполнения задач обороны, разведки и боевых операций.
— Какие законы регулируют использование БПЛА в России?
— Использование беспилотных летательных аппаратов в России регулируется сразу несколькими нормативными документами: это Воздушный кодекс Российской Федерации, который является базовым законом, регулирующим использование воздушного пространства и воздушных судов; Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138), где содержатся требования к безопасному использованию воздушного пространства; а также Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658, которое утверждает правила государственного учета и регистрации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг.

— Нужно ли регистрировать беспилотники?
— Да, регистрация беспилотников обязательна. Все аппараты с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг подлежат государственному учету, а беспилотники с массой свыше 30 кг подлежат государственной регистрации. Это правило касается всех аппаратов вне зависимости от их использования — личного, коммерческого или государственного. Регистрация проводится по установленным процедурам: для менее тяжелых аппаратов предусмотрен учет, для тяжелых — регистрация с внесением в государственный реестр.
— Где можно летать без разрешения?
— Есть дроны, для которых получение разрешений не требуется, если соблюдаются определенные условия. Речь идет о беспилотниках массой менее 250 граммов. Их можно запускать без получения разрешений при соблюдении Федеральных правил использования воздушного пространства (пункт 52.3 постановления № 138), если полет ведется вне населенных пунктов, высота не превышает установленных лимитов и при условии соблюдения видимости и безопасного расстояния от людей и объектов.
— Как получить разрешение на полет?
— Если масса дрона составляет 250 граммов и более и полет планируется в границах населенного пункта, необходимо сначала получить разрешение от органа местного самоуправления (ОМСУ) на проведение полетов. Затем нужно направить представление на установление местного или временного режима использования воздушного пространства в соответствующий центр Единой системы организации воздушного движения (ОВД). После этого пользователь должен подать план полета с указанием полученного разрешения в центр Единой системы ОВД. Все эти действия должны выполняться в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временных и местных режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России от 27.06.2011 № 171) и Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (приказ Минтранса России от 24.01.2013 № 13).
— Что необходимо учесть при полетах в городах?
— Если масса БПЛА превышает 250 граммов, разрешение от местной администрации нужно получать обязательно, независимо от размера населенного пункта и численности населения.
— Какие нарушения фиксируются чаще всего?
— Самое распространенное нарушение — это полеты без получения необходимых разрешений от органов местного самоуправления и центра Единой системы ОВД. Кроме того, часто фиксируются нарушения правил использования воздушного пространства (статья 11.4 КоАП РФ) и правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5 КоАП РФ).

— Какие штрафы и санкции предусмотрены?
— За нарушение предусмотрены серьезные штрафы и даже уголовная ответственность. Для граждан — административный штраф от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Уголовная ответственность (статья 271.1 УК РФ) наступает в случае, если нарушение правил полета привело к тяжкому вреду здоровью или гибели человека.
— Каковы перспективы развития законодательства о БПЛА?
— Хочу обратить внимание на то, что с 1 сентября 2024 года введены специальные зоны полетов БПЛА: дроны до 30 кг можно использовать на высотах до 150 метров и в пределах прямой видимости без разрешения от центра ОВД и органов местного самоуправления. Планируется дальнейшее упрощение процедур получения разрешений, что должно упростить использование беспилотников в гражданском секторе. Однако подчеркну, что законодательство по-прежнему будет строго контролировать использование таких аппаратов в целях национальной безопасности, особенно если речь идет о дронах двойного назначения.
— Какие основные рекомендации вы могли бы дать владельцам БПЛА, чтобы они безопасно и законно использовали свои аппараты?
— Рекомендую всем владельцам беспилотников строго соблюдать требования воздушного законодательства и заблаговременно получать все необходимые разрешения.
Когда в России будет полностью снят запрет на использование беспилотников, пока неизвестно. По мнению экспертов, сроки зависят от обстановки в регионах и общей политической ситуации. Пока законодательство движется скорее в сторону ужесточения — в целях национальной безопасности дроны остаются средством двойного назначения.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге прошел финал соревнований по управлению беспилотниками «Летчик-снайпер».