Технологии психологического воздействия на граждан сегодня используют не только обычные телефонные мошенники. Все чаще такие методы применяются для вовлечения законопослушных россиян, порой даже против их воли, в экстремистскую деятельность. Единственный шанс в таких случаях не стать жертвой — это не вступать в диалог вообще. А мессенджеры и соцсети нужно поставить под контроль. Эти и другие вопросы профилактики экстремизма и терроризма обсуждались на вчерашней встрече представителей ведущих СМИ Свердловской области с российским исламоведом и политологом, экспертом по деструктивному влиянию социальных сетей Яной Амелиной.
— Мы сейчас находимся в очень странной ситуации. Это ненормально, когда запрещенные в России террористические организации имеют открытые каналы на десятки и сотни тысяч подписчиков. При этом можно и на канал не подписываться, чтобы не обозначать свой интерес фактически, но все материалы в нем читать. Как я, например, делаю. А значит, охват аудитории таких опасных каналов значительно больше, чем обозначено — отмечает Яна Амелина.
По мнению эксперта, на протяжении ряда лет на гражданах России деструктивные силы отрабатывают технологии психологического воздействия. Вначале были в соцсетях группы влияния на подростков, типа «Синего кита». Потом появились технологии телефонного мошенничества с целью выманить из наших сограждан деньги. Сейчас с помощью аналогичных технологий людей уже пытаются заставить совершать противоправные действия террористического характера. При этом в зоне риска находятся практически все возрастные и социальные слои населения, четко выраженной целевой аудитории нет.
При этом эксперты-психологи не готовы сегодня точно указать, каким именно образом происходит воздействие, на какие внутренние точки нажимают радикалы, за какие крючки подцепляют людей.
— Часто приходится слышать или читать: я-то умный, со мной такое не произойдет. Или хвастаются люди: я, мол, их держал, крутил, время их отнимал, издевался над ними. Нет. Не надо с ними общаться. Вообще. Необходимо тут же прекратить диалог. Они на вас учатся, они на вас отрабатывают методы воздействия, вы их учите тем самым, — убеждена Яна Амелина.
В числе системных мер, которые необходимо принимать на государственном уровне, эксперт называет обязательное взятие под контроль информационного поля соцсетей, в котором сегодня в открытом доступе существуют радикальные сообщества.
Яна Амелина — член Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», созданной в 2017 году ветераном подразделения антитеррора «Альфа» подполковником спецназа ФСБ Сергеем Павленко. Своей миссией организация видит, в частности, изучение этноконфессиональных процессов в Свердловской области, противодействие идеологии экстремизма и терроризма.
— Мы, российские эксперты, ни на минуту не останавливаемся в профилактических мероприятиях по противодействию экстремизму. Сейчас мы проводим серию встреч в колледжах Екатеринбурга: работаем и с молодежью, и с педагогическим составом. Но необходимо усилить работу и с родителями. После серии ЧП с участием подростков, вовлеченных извне в террористическую деятельность, мы встречались с ними, разговаривали, понимали, что им очень сильно не хватает внимания и любви родителей, — отметил Сергей Павленко в беседе с «ОГ».
Основная форма деятельности Ассоциации — просвещение. Ее представители проводят в территориях региона лекции, круглые столы и конференции на этноконфессиональную тематику антиэкстремистской и антитеррористической направленности, в числе ее партнеров — и «Областная газета».
Ранее «Областная газета» писала о том, что в редакции «ОГ» состоялась встреча с руководителями Уральской ассоциации по профилактике экстремизма.
Опубликовано в №22 (10129) от 6 февраля 2024 года.