Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и председатель Духовного управления мусульман Свердловской области (Центральный муфтият) Абдуль-Куддусc Ашарин представили совместный проект — «Межконфессиональный антиэкстремистский десант», который будет реализован в течение года в территориях региона при поддержке Фонда президентских грантов. Его целью является сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В числе мероприятий проекта — межконфессиональные олимпиады для школьников и студентов, межрелигиозные семинары для педагогов, встречи местных православных и мусульманских сообществ. Презентация «десанта» прошла в ходе встречи лидеров двух конфессий с редакцией «Областной газеты», которую сами они оценили как историческую. Это был первый в истории Среднего Урала совместный визит представителей церкви и муфтията в редакцию СМИ.
«Межконфессиональный антиэкстремистский десант» — так назван проект, авторами которого стали Екатеринбургская епархия Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият). Старт ему был дан 6 сентября в Красноуральске, где с участием десятков педагогов городского округа состоялся семинар, посвященный сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Работу семинара возглавили лидеры традиционных конфессий, эксперты институтов гражданского общества, представители органов государственной власти и местного самоуправления.
Широкой общественности духовные лидеры региона презентовали проект в ходе посещения редакции «Областной газеты».
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений:
— Это наш первый совместный визит в СМИ, и я очень надеюсь, что не последний. Встреча в «Областной газете» — один из этапов совместной работы, которую мы выполняем вместе с нашими собратьями из Центрального муфтията.
Жители нашего региона — представители различных вероучений и конфессий, но мы понимаем, что в основном это православные христиане и последователи ислама. Мы со своей стороны действуем в соответствии с вероучением, в соответствии с социальной доктриной, которая существует в Русской православной церкви и сформировалась в исламском сообществе нашей страны.
Христианство и ислам являются авраамическими религиями, у нас очень много общих источников Священного Писания. И было бы странно, если бы люди, деятельность которых опирается на одни и те же источники, противоречили или противодействовали друг другу.
Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл возглавляет Межрелигиозный совет России. И мы сейчас, на этой встрече, в какой-то малой степени представляем межрелигиозный совет Свердловской области.
Опыт показывает, что жизнь людей на территориях с разным вероисповеданием (когда они читают Священное Писание, когда они ходят в храм) — мирная, они живут в согласии, воспитывают детей, возделывают землю. Но когда появляются внешние силы, когда вмешивается политика, то религиозный фактор пытаются использовать для разжигания розни, формирования противостояния. И наша задача этого не допустить: чтобы люди жили в мире, чтобы кровь не проливалась, чтобы рождались дети, чтобы не гневить нашего Творца.
Те проекты, которые сегодня осуществляются нами совместно с уважаемым Абдуль-Куддуссом, представителями исламского мира, которых он объединяет, они абсолютно созидательные.
Уже много лет мы работаем над тем, чтобы наши люди вели трезвый образ жизни. Эта работа ведется в рамках проекта «Здоровое село — территория трезвости» совместно с руководством региона, и ведется успешно.
Теперь у нас начинается новый проект, связанный с противостоянием экстремизму. Я не сомневаюсь, что и он будет очень понятен жителям нашего региона, будет ими принят. И то напряжение, которое некоторые люди пытаются создать на религиозной почве, будет нивелировано.
В православном храме священник, который ведет службу, произносит такие слова: «Мир вам» или «Мир всем». И когда мы встречаемся с нашими братьями — с мусульманами, они говорят: «Ас-саляму алейкум», что переводится как «мир тебе». И наша задача, чтобы это были не просто слова, а чтобы они на самом деле несли мир окружающим людям.
Председатель Духовного управления мусульман Свердловской области (Центральный муфтият) Абдуль-Куддусc Ашарин:
— С Русской православной церковью мы совместно работаем в этом направлении с января 2022 года. Начинали с проекта под названием «Урал — мой край родной». За это время мы объехали более 30 муниципальных образований. Провели конференции, которые были нацелены на гармонизацию межрелигиозных и межнациональных отношений, противодействие экстремизму. Инициаторами проекта стали мы с уважаемым Владыкой Евгением.
Мы стараемся быть лично на всех мероприятиях. Также в проекте активно участвует руководитель миссионерского отдела епархии отец Даниил Рябинин. Когда мы прибываем в муниципалитет, то собираем вместе педагогов, лидеров общественного мнения данных территорий. Мы стремимся доносить до людей истину, скажу даже словами пророка Мухаммеда, «истину ради истины, а ложь ради лжи». Чтобы люди понимали: где они живут, а основные ценности у людей независимо от вероисповедания — общие. Любить и защищать Родину, матерей, стариков, детей — это священный долг как каждого мусульманина, так и каждого христианина.
В последние два года идет рост деструктивного влияния на нашу страну, ее жителей со стороны внешних сил. Мы реагируем на это. Теперь в проект включены вопросы геополитической повестки. Мы разъясняем людям, что происходит, почему и как этому противостоять. Наша главная задача — чтобы люди не отходили от Бога. Чтобы жили в мире и согласии. Чтобы женщины были женщинами, а мужчины — мужчинами.
Сегодня наш проект перерос в межрелигиозный, антиэкстремистский десант, который поддержали Фонд президентских грантов, департамент внутренней политики Свердловской области. Он нацелен на налаживание диалога, просвещение, воспитание молодежи. Сделать предстоит многое. В наших планах на обозримую перспективу посещение 12-ти муниципалитетов региона: в том числе Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Верхней Салды и других.
— В 90-е годы в стране произошел слом ценностной системы. Людям начали прививать себялюбие, легкость бытия, стремление не грузить себя проблемами. Вместо супружества — партнерские отношения, вместо общественно полезного созидания — личная карьера и так далее. Сегодня наше общество уже начало пожинать плоды всего этого. Что с этим делать? Как объяснить людям, что душа должна трудиться, и что это и есть радость?
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений:
— Позволю себе провести аналогию. Допустим, у вас есть автомобиль. Вы им пользуетесь, ездите, и все хорошо. Но в определенный момент что-то не так. Он ломается. Что делать? Нужно обратиться к специалистам. Кто эти люди? Это те, кого создатель автомобиля специально обучил, — слесари, электрики, и они понимают, какой замысел автора в этом автомобиле воплощен. И они починят машину. А если обратиться к неспециалисту, допустим, к гадалке или каким-то менеджерам, то автомобилю легче не станет.
Так же и с человеком. Человек — это создание божие. И когда возникают проблемы, нужно разбираться, насколько он уклонился от замысла божия. Мы тогда обращаемся к Священному Писанию, к духовным традициям. Нужно открыть и читать: чтобы было хорошо — поступай так, чтобы что-то исправить — поступай так. Нужно сопоставить эти образцы с собственной жизнью.
— 2024 год в России объявлен Годом семьи. Сегодня очень много говорится о семейных ценностях. Но есть ощущение, что для их эффективного продвижения чего-то не хватает…
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений:
— Не хватает личного примера. Тысячу лет назад князь Владимир, когда принял решение стать христианином, он прежде всего свою жизнь устроил в соответствии с христианскими принципами. Принял крещение. Создал семью. И показал такой пример окружающим, ближнему кругу, что они тоже захотели быть такими же. Личный пример — это касается любого человека: который работает во власти, трудится в СМИ, служит в храме. А разговоры, что «нужно вот так, а не так», не подтвержденные личным примером, к сожалению, так разговорами и останутся.
Муфтий Абдуль-Куддусc Ашарин:
— Я девятый ребенок у своих родителей, и не последний. В 70-х такие шуточные стишки были: «Мини-макси, все от моды. Не вошло бы только в моду — макси-дурость, мини-ум».
К сожалению, вошло. Постепенно, шаг за шагом. В наше время на танцы девушек не пускали в брюках, а сегодня — это норма жизни. Впрочем, на фоне того, что происходит вокруг, это безобидная шалость. Не нужно женщинам уподобляться мужчинам, а мужчинам — женщинам, украшения носить, краситься и так далее.
Я не помню, чтобы мама у меня вышла из дома с непокрытой головой. А сейчас шайтан соблазняет: мол, это же удобно, это же красиво. Нет! Нужно соблюдать нормы нравственности и морали.
— Сегодня среди молодежи, особенно той, которая не углубляется в суть вопроса, бытует мнение, что ислам — радикальная религия. Уважаемый муфтий, как вы справляетесь с негативными стереотипами о своей религии?
Муфтий Абдуль-Куддусc Ашарин:
— Любая религия, если ей жестко следовать, — радикальная. Я так скажу, при этом ислам — самая легкая религия.
Усложняют религию люди. Нужно делать добро и сторониться плохого. Вот и все. Ничего сложного. Но сегодня в исламе очень много, скажем так, еретиков. Они выдергивают цитаты из Священного Корана и трактуют в том ключе, который им выгоден, удобен. Нередко это используетсяв политических целях.
Я много ездил по миру, бывал и в западных странах — и в США, и в Европе, и знаю, о чем говорю. Там установки прямо насаждаются. Весь негатив искусственно формируется в политических целях. На их фоне у нас очень свободная страна, очень толерантное общество.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений:
— Есть слово и есть смысл этого слова. «Ислам» — большое слово, много в себя вмещающее. И есть люди за этим словом, которые искренне, очень внимательно относятся и к тому, что написано в Коране, к существующим традициям, к окружающим людям. А есть люди, которые, прикрываясь этим словом, прячут свои злые намерения, которые скрываются за интересным и красивым словом «ислам». То же самое касается и христианства, у нас тоже много разнообразных сект, которые называют себя православными, христианскими, а по факту являются полной противоположностью. Поэтому очень важно смотреть суть: как живет человек, каково его отношение к профессии, к людям, знаниям. Если ты называешь себя христианином или мусульманином, а по факту живешь, как негодяй, как язычник, то ты лжец. Нужно смотреть глубже: не кем человек себя называет, а кем он является на самом деле.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что духовные лидеры Урала объединились в борьбе с экстремизмом.
Опубликовано в №221(10032) от 3 октября 2024 года.