Ученые Уральского федерального университета (УрФУ) по запросу Свердловского областного родительского комитета опросили 1 180 родителей разного возраста, проживающих в городах Среднего Урала. Они выяснили, что 70% родителей не хватает навыков и знаний для воспитания детей. В выборку попали матери и отцы с разным количеством детей в возрасте от 1 года до 18 лет, сообщили в пресс-службе университета.
«Мы со студентами провели исследование о компетенциях родительского сообщества Свердловской области, о том, чему необходимо обучаться, и о самой идее обучения — поддерживают ли родители идею обучаться или нет. Результаты опроса показали, что более 50% родителей видят необходимость в специальных знаниях для реализации качественного родительского труда. Родителям не хватает знаний в психологических, бытовых, педагогических, медицинских сферах», — рассказывает Анна Багирова, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, заместитель директора по науке и инновациям школы государственного управления и предпринимательства УрФУ.
Среди нехватки психологических знаний родители отметили неумение разбираться в конфликтных ситуациях и выходить из них. Это касается не только отношений с детьми, но и с образовательными организациями. Из медицинских знаний не хватает основ оказания первой доврачебной помощи: в сложных ситуациях родители не понимают, как действовать, несмотря на доступность информации. Также не хватает знаний в сфере воспитания ребенка во взаимодействии с учебными заведениями. И кроме того, среди родителей востребованы и такие бытовые навыки, как воспитание у ребенка навыков самообслуживания.
«Интересно, что 70% опрошенных родителей высказались за поддержку необходимости родительского обучения. То есть родителям не хватает знаний, они готовы учиться, причем это родители и школьников, и студентов, и детей возраста детского сада. Лишь 9% сказали, что они категорически против. Остальные затруднились ответить», — констатирует Анна Багирова.
Социологи поясняют, что современные родители не полагаются на интернет или собственный опыт, а также опыт своих родителей или друзей. Они готовы проходить обучение в экспертных организациях или с помощью консультаций со специалистами.
«Примечательно, что об обучении и получении специальных родительских навыков задумываются после рождения ребенка. Когда ребенок появляется, возникает абсолютно новый вид деятельности для молодых родителей. В самом родительстве постоянно все меняется: оно усложняется, труд становится более разнообразным, энергозатратным, с нервными перегрузками, возникает больше сложностей в родительском труде. Сейчас еще необходимо ориентироваться в цифровой среде», — заключает Анна Багирова.
Ранее «Областная газета» писала о том, что социологи УрФУ рассказали, есть ли «стеклянный потолок» в науке для женщин.