21 марта в Свердловской области завершается Открытый фестиваль технического креатива «ТехноМарт», на котором около 450 школьников из 15 регионов пробовали свои силы в решении инженерных кейсов от промышленных предприятий. Фестиваль проводит региональный центр дополнительного образования «Дворец молодежи» при поддержке правительства Свердловской области. Участники соревновались по семи направлениям, в том числе по аэротехнологиям. За тем, как будущие инженеры решали поставленную перед ними техническую задачу – разработать и изготовить крыльчатку для турбины авиационного двигателя – наблюдали корреспонденты «ОГ» Максим Начинов и Павел Ворожцов.
Главный зал Уральской передовой инженерной школы УрФУ, где проводятся соревнования по аэротехнологиям, напоминает настоящую производственную площадку: почти всю площадь занимают станки и большая аэродинамическая труба, в которой испытывают прототипы, изготовленные участниками фестиваля. Вокруг нее собрались члены команды, чья модель прямо сейчас проходит испытания. Другие команды на втором этаже: одни отдыхают и общаются, другие готовятся к защите, которая начнется через три с половиной часа. Оценивать работы будут эксперты из промышленных предприятий и Уральской передовой инженерной школы УрФУ.
Техническое задание у всех одно — разработать крыльчатку для турбины авиационного двигателя. Первый этап — рассчитать технические параметры изделия. Затем необходимо изготовить его на 3D-принтере. Если испытания проходят успешно и двигатель с деталью, сделанной командой, соответствует всем заданным критериям, задача решена. Почти у всех испытания проходят гладко, но некоторым еще нужно доработать свои изделия.
— Процесс у нас выстроен, как на реальном производстве. У участников есть инженерная задача — сделать рабочее колесо для двигателя. Они его разрабатывают, проектируют в «Компасе» или другой подобной программе, дальше мы его изготавливаем. Для инженера главное — понять, что он сделал, верно ли он выполнил задачу. Для этого мы проводим испытания. Обычно они проводятся на компьютерах, но, как правило, не соответствуют реальности: компьютер не может учесть всех параметров. Поэтому натурные испытания — единственный способ понять, что мы сделали, — объясняет куратор проектов по БПЛА Уральской передовой инженерной школы УрФУ Игорь Теткин. Именно он проверяет изделия каждой команды на соответствие техзаданию.

Участники из каждой команды ставят колесо на двигатель, помещают его в аэродинамическую трубу и продувают его, замеряя показатели тяги, силы тока, частоту вращения и давление. Еще одна инженерная задача — обработать деталь, чтобы ее можно было установить на втулку в испытательном стане. Размер этой втулки ребята должны были измерить сами. При этом нужно было учесть, что принтер при изготовлении детали дает усадку.
— Кейс достаточно сложный, — делится участник фестиваля из Екатеринбурга Анатолий Берестов. — Для чего нужно колесо в турбине двигателя? В двигатель поступает воздух, раскручивая лопатки в колесе. Они прогоняют потоки воздуха через турбину, и устройство приходит в движение. В первый день у нас были затруднения с тем, чтобы понять алгоритм решения кейса. Сейчас все идет хорошо, у нас уже готово несколько экземпляров для тестирования. Мы сделали три варианта, один из них точно должен подойти.
Вместе с каждой командой на площадке находится наставник — как правило, тот, кто готовил их к соревнованиям в центре «Кванториум». Задача наставника — подсказать направление, указать на ошибки, но ни в коем случае не делать работу за команду. Также за состязаниями наблюдают эксперты — сотрудники промышленных предприятий и преподаватели вузов.
— В рамках фестиваля проходят мастер-классы, экскурсии. Чтобы дети влились в концепцию. Не просто получали листочек с заданием, а прониклись идеей: что это за разработка, где и как она применяется. Эксперты на площадке все три дня, они постоянно в контакте с участниками. Они рассказывают, какие еще процессы происходят на предприятии. Ну и немаловажно, что эксперты оценивают работы детей, — говорит начальник детского технопарка «Кванториум. Екатеринбург», структурного подразделения Дворца молодежи, Сергей Ивашов.

За работой команд наблюдает директор Уральской передовой инженерной школы УрФУ Валентина Овчинникова. Она уверена, что однажды из ребят вырастут хорошие инженеры — об этом говорит уже тот факт, что они сами захотели принять участие в фестивале.
— Основная задача Уральской передовой инженерной школы – подготовить лидеров, технических специалистов. На предприятиях прекрасно понимают, что это долгий путь. Если не зайти в школы, не мотивировать детей становиться инженерами, квалифицированных кадров не будет. Тот факт, что участники фестиваля «ТехноМарт» занимаются инженерным творчеством, уже значит, что они выбрали путь инженера. Вопрос в том, до какого уровня они дойдут, какую сферу они выберут. Инженерия — очень обширное поле деятельности: от поддержания работы уже существующего оборудования до совершенно новых, передовых технологий. Ребята должны примерить на себя эту профессию, отраслевую специфику. Это уже колоссальный опыт, — считает Валентина Овчинникова.

Ребята, приехавшие на соревнования из других регионов, отмечают, что фестиваль полезен. Не каждый день удается попробовать свои силы в решении производственных задач в условиях, максимально приближенных к тем, которые ожидают их в будущем на предприятиях.
— Мне нравится физика и все, что связано с авиацией. В этом плане фестиваль был очень полезен, я подкачал свою аэродинамику. Подобные мероприятия всегда приносят полезные теоретические и практические знания, знакомства, которые в будущем могут сыграть большую роль в профессиональной деятельности. Но вообще я хочу быть программистом, а БПЛА — это мое хобби, — рассказывает участник из Владимира Максим Подгорный.
Тем временем испытания прототипов подходят к концу. Следующий этап — защита кейсов, на которой определят победителей этого направления. Их имена огласят 21 марта, на церемонии закрытия фестиваля.
Ранее «Областная газета» писала о том, как прошел первый день соревнований на фестивале «ТехноМарт».