В Екатеринбурге на площадке Уральского федерального университета прошел Всероссийский проект «Школа лектора». Его по поручению Минобрнауки РФ с 2024 года проводит Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ), действующий в Ростове-на-Дону. С 12 по 13 ноября для специалистов Свердловской области, взаимодействующих с молодежью, был запланирован ряд учебно-методических мероприятий, которые помогли разъяснить методы и форматы организации профилактической работы в учреждениях высшего образования. Официальное открытие проекта состоялось в здании Уральского гуманитарного института УрФУ. С приветственным словом к участникам обратились проректор по воспитательной работе УрФУ Александр Иванов и начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ Сергей Венцель. Они разъяснили основные направления работы и познакомили присутствующих с целями и программой интенсива.
«„Школа лектора“ — это проект, в котором объединено сразу несколько направлений. Это знание, практика и формирование нашей с вами ответственности. Мы живем в такое время, когда информационные атаки и манипуляции стали частью повседневной жизни, поэтому вам как специалистам важно не просто уметь говорить, но и владеть культурой диалога, видеть риски и, конечно, грамотно, спокойно на них реагировать. Я бы хотел пожелать всем нам, чтобы подобные школы были не только обучением, где мы собрались и разошлись, но сообществом людей, которые разделяют ответственность за развитие критического мышления и устойчивость молодежи к информационным манипуляциям», — отметил проректор по воспитательной работе УрФУ Александр Иванов.

«Вас ждет два максимально насыщенных дня, где теория будет сопровождаться практикой. У нас достаточно широкий перечень тем. Среди них профилактика терроризма и экстремизма, историческая грамотность и иные вопросы, которыми должен владеть специалист, работающий с молодежью. Желаю всем продуктивной работы», — сказал во время открытия «Школы лектора» начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ Сергей Венцель.
Двухдневная программа включала в себя три блока: «Знание», «Умение» и «Навык». Они объединили целый ряд мероприятий: от теоретических лекций о том, как происходит радикализация и информационно-когнитивному воздействию, до практических тренингов по управлению конфликтами, деловых игр и викторин. Особое внимание было уделено роли лекторов в освещении тем терроризма и экстремизма. Их задача сегодня — не просто передать актуальную информацию, но подать ее таким образом, чтобы захватить внимание целевой аудитории несмотря на то, как сильно в последнее время изменилось восприятие профилактических мероприятий среди молодежи.

«Мы постоянно проводим исследования нашей аудитории. И исследования, в том числе социологические, показывают, что восприятие профилактических мероприятий среди молодежи очень сильно изменилось — оно постоянно падает. Почему так происходит догадаться не сложно, у нас сейчас мир заточен на быстрое потребление информации и, соответственно, сокращается то внимание, на которое мы можем рассчитывать. Поэтому появился запрос у нас и наших коллег на то, как вообще проводить профилактические мероприятия так, чтобы вызвать интерес у нашей целевой аудитории. Из этого, можно сказать, и родилась „Школа лектора“», — рассказал руководитель экспертного направления отдела аналитической образовательной деятельности НЦПТИ Александр Саенко.
Лектор сегодня — это компетентный, эмпатичный, патриотичный человек, имеющий хорошую репутацию, навыки в управлении, самопрезентации и стремящийся к самосовершенствованию. Он просвещает, воспитывает и может успокоить, если тема вызывает у аудитории тревогу. Его главная цель в таком вопросе как противодействие экстремизму и терроризму не напугать, а помочь не попасть в опасные ситуации. И именно это, по словам организаторов, самое главное, что необходимо было усвоить каждому участнику интенсива. Заявки в «Школу лектора» подали представители вузов, национальных центров и магистранты различных направлений образования. Всего — около 50 человек.

«Порядка 50 человек приняли участие в интенсиве. В основном, это представители высших учебных заведений Свердловской области. Среди них УрФУ, УГГУ, УГМУ, УРГЭУ, УрГЮУ, Екатеринбургская академия современного искусства и другие. Также приехал представитель Высшей школы права ЮГУ из Ханты-Мансийского автономного округа. Площадка позволила специалистам познакомиться, обменяться опытом, контактами и найти общие точки для дальнейшей работы», — рассказала директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Надежда Колегова.
Слушатели высоко оценили реализацию проекта и подчеркнули, что узнали много полезной информации, которая позволит внедрить новые практики в части профилактической работы с молодежью. В перспективе, они станут своеобразным «антивирусом» для сознания подрастающего поколения и уберегут от влияния деструктивных явлений.
«Проблемы распространения идей терроризма и экстремизма, к сожалению, актуальны в нашем мире, и молодежь сталкивается с их проявлениями. Моей задачей на интенсиве было найти ответы на вопросы — как предотвратить опасные ситуации? Как помочь студентам не попадать в них? Как правильно действовать? Мастер-классы и лекции дали ответы на эти вопросы. В дальнейшем полученные знания будем с коллегами передавать ребятам, проводить для них профилактические мероприятия», — сказала декан заочной формы обучения Уральского технического института связи и информатики (филиал СибГУТИ в Екатеринбурге) Вера Жураковская.
«Мы работаем со студентами, поэтому на интенсиве хотелось узнать новые методики и подходы в работе с молодежью для их воплощения на базе университета. Полученные знания помогут выстроить взаимодействие с ребятами, предотвратить их попадание в неблагонадежные ситуации», — добавила декан факультета очной формы обучения факультета коммуникации, информатики и управления Уральского технического института связи и информатики (филиал СибГУТИ в Екатеринбурге) Екатерина Плотникова.
«Я пишу магистерскую диссертацию о поведении подростков, о том, что приводит их к экстремизму. В связи с этим в последнее время участвую в мероприятиях, где рассказывают, как молодежь вовлекают в деструктивную деятельность и как можно это предотвратить. Тема мне интересна, плюс у самой дети-подростки, хочется знать, как можно их обезопасить, как им помочь», — отметила студент 2-го курса магистратуры УрГПУ факультета «Психологическое консультирование» Наталья Савинкова.
Также участники подчеркнули профессионализм организаторов и отметили важность таких мероприятий для развития своих компетенций.
«Что касается организаторов интенсива, то эти люди, безусловно, профессионалы. Они умеют перерабатывать большие объемы информации. Мастер-классы стали для меня первым опытом. Они интерактивные, сделанные с душой, поэтому даже если какой-то человек стеснялся, он в итоге все равно вовлекался в процесс. Интересно было послушать лекции. Для себя то, что мне надо, узнал. Уже есть понимание, как буду работать со своими студентами», — поделился профессор Высшей школы права ЮГУ Сергей Хохрин.
«Человек, который постоянно выступает перед аудиторией, всегда должен находить время для саморазвития. И это один из основных факторов для людей, которые занимаются профилактикой экстремизма, идеологии терроризма и радикализации в целом. Моей основной целью на интенсиве было получить новые знания и позже адаптировать их для школьников и студентов», — рассказал руководитель АНО «Наш дом» Назим Гасанов.
Свердловская область стала восьмой в списке регионов, который посетили лекторы НЦПТИ. Всего до конца года команда планирует реализовать десять «Школ лектора» и создать экспертное сообщество, которое регулярно сможет обмениваться практиками по работе с молодежью.
«Для нас основной целью является создание внутри регионов экспертного сообщества. Нам важно познакомить специалистов друг с другом, поскольку они представляют разные образовательные организации. Поэтому мы подобрали такие форматы мероприятий, в которых они могут пообщаться между собой, наладить контакты между организациями, стать постоянными гостями друг у друга», — рассказала ведущий специалист отдела аналитической образовательной деятельности НЦПТИ Анна Кудашко.
По завершении интенсива каждый участник получил сертификат о прохождении «Школы лектора». Наиболее активным слушателям вручили сборники сценариев профилактических мероприятий НЦПТИ, выпуски журнала «Обзор. НЦПТИ», термокружки и карты компетенций образовательной программы.
Ранее «Областная газета» писала о том, что форум рабочей молодежи «С чего начинается Родина?» прошел в Красноуральске.
