«В тяжелый период быть со своим народом»: служащие Свердловского драмтеатра разделяли все тяготы военных лет со всей страной

Они делали все возможное для Победы

В первый же год Великой Отечественной войны работники искусства Свердловска дали 6 058 концертов — в действующих частях фронта, 16 055 — в госпиталях и воинских частях в тылу. Артисты драматического театра побывали на фронте в составе 7 бригад, которые дали 1 600 концертов и пробыли во фронтовой полосе в общей сложности 19 месяцев.

Первые дни войны

Великую Отечественную войну артисты Свердловского областного драматического театра встретили на гастролях в Молотове (Перми). 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, на сцене театра играли «Кремлевские куранты», посчитав эту погодинскую пьесу самой актуальной для данного момента. Закончился спектакль пением «Интернационала». Революционный гимн в едином патриотическом порыве исполняли артисты и зрители, это была демонстрация единства и сплочения перед надвигающейся бедой.

Сразу же в Перми, помимо гастрольных спектаклей, артистами Свердловского театра драмы было создано несколько бригад, которые давали концерты на городском вокзале с открытых платформ для новобранцев.

Простояв 10–15 минут, эшелон трогался. Солдаты, уезжающие на запад, многие безвозвратно, благодарили артистов, торопливо обменивались с ними рукопожатиями. Вскоре подходил новый эшелон, и артисты снова давали свой концерт. За месяц работы в Перми было дано 150 концертных выступлений для войск, отправляющихся на фронт.

Учиться мужеству

Когда в августе театр вернулся с гастролей, уже никого не удивляли приказы дирекции об «откомандировании» в распоряжение хозяйственной части эвакогоспиталей работников вспомогательных служб театра, о сокращении штата и мобилизации средств для обороны страны, в том числе из состава оркестра, об обеспечении с наступлением темноты полной светомаскировки здания театра и проведении постоянных дежурств внутри него, об освобождении в связи с уходом в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии или отбытием в военное училище. Только за первый год войны из театра ушло на фронт 50 человек. Всего же на войну ушли 90 работников театрального коллектива.

Как только в город стали поступать раненые, артисты в свободное от постановок время ходили в госпитали, где помогали делать уборку, ухаживали за ранеными и давали концерты.

В один из первых организованных в Свердловске госпиталей пришла Елизавета Дальская. Представившись, она предложила свою помощь и вскоре стала бывать здесь почти ежедневно. Приносила в палаты свежие газеты, читала раненым Пушкина, Чехова. С выздоравливающими организовала небольшой драматический кружок. Позже о Елизавете Константиновне вспоминали: «В одной веселой пьеске, которую она тогда поставила, почти все роли играли бойцы, тяжело пострадавшие на войне. Кто на протезе, кто с ампутированной рукой… Играли с хорошим юмором, под шумное одобрение товарищей — зрителей. И глядя на них, актриса училась у своих „учеников по искусству“ мужеству, героическому умению забывать о себе, о своей боли».

Вскоре Елизавета Константиновна поступила на курсы медсестер. Ее, как и многих других в труппе, не удовлетворяла работа на сцене.

Военно-шефская комиссия

Артисты выезжали с концертами на военные заводы, в военные части и госпитали, для чего при театре была создана военно-шефская комиссия.

Только в первые два месяца войны художественным составом драматического театра было проведено 102 выступления-концерта в воинских частях, госпиталях, агитпунктах, а также отдельные концерты проводились на митингах и докладах, организуемых Ленинским РК ВКП(б) в Зеленой роще, в Доме культуры и Доме партпросвещения.

Зритель в той или иной форме оставался в поле зрения работников театра все время войны. Только за три первых года на оборонных заводах коллектив театра дал 291 концерт и 38 выездных спектаклей.

Фронтовые бригады

В первый же год войны работники искусства Свердловска дали 6 058 концертов — в действующих частях фронта, 16 055 — в госпиталях и воинских частях в тылу. Артисты драматического театра побывали на фронте в составе 7 бригад, которые дали 1 600 концертов и пробыли во фронтовой полосе в общей сложности 19 месяцев.

Работа на фронте приносила актерам огромное моральное и творческое удовлетворение, о чем свидетельствуют воспоминания участников фронтовых бригад, записанные в разные годы. Многие из них позднее собрал бывший артист театра, а ныне известный драматург Н.В. Коляда в книге «Главная в жизни роль».

В апреле 1942 года из Свердловска на Калининский фронт выехали делегаты с Урала, которые везли фронтовикам подарки, группа журналистов, концертная бригада актеров, в которой и работали артисты драмы Капитолина Аверина и Александр Едугин. Почти месяц добирались они до места. Часто попадали под бомбежки. Приехали к 1 Мая. Первый концерт состоялся в лесу, в штабе армии. Потом были концерты для воинов, находящихся на отдыхе, для раненых и солдат на передовой под Ржевом и Нелидово.

В конце декабря 1942 года из Свердловска на фронт выехала художественная бригада в составе 16 человек. Участниками были представители почти всех театров города. В начале января 1943 года их направили на Северо-Западный фронт, где они были до половины марта. За два месяца бригада дала 122 концерта, большая часть которых проходила на переднем крае. Выступления бригады принимались восторженно и, как правило, заканчивались импровизированными митингами, на которых солдаты и офицеры давали обещания людям далекого тыла, что враг будет разбит и изгнан с нашей земли.

«Условия труда и быта бригады были очень трудными, и я задавал себе вопрос, что заставило меня и всех нас таких разных добровольно бросить относительный покой тыла, отойти надолго от творческой работы в театре?

Ответ для того времени мог быть единственным и непреложным, ответ совести — в тяжелый период быть со своим народом, там, где ему труднее всего, быть хоть в малом полезным ему», — вспоминал режиссер Вениамин Семенович Битюцкий.

Привет и благодарность Красной армии

Директор Свердловского государственного драматического театра Ефим Александрович Брилль серьезно улучшил военно-шефскую работу, лично участвуя в ее организации и осуществлении. В 1944 году он организовал гастроли Свердловского драматического театра в город-здравницу Кисловодск, где уральские артисты давали спектакли раненым, находившимся на излечении.

В 1944 году в Свердловске и области был трижды проведен месячник, посвященный 26-й годовщине РККА. Выразилось это в проведении работниками искусств массового мероприятия под названием «День культурного отдыха раненого бойца и офицера».

Кроме концертов, артисты театров помогали красноармейской самодеятельности. Драматический театр поставил в частях и госпиталях силами самодеятельности — 4 пьесы и 7 концертов.

В это же время на имя Брилля пришла высшая правительственная телеграмма.

«Свердловск. Директору и художественному руководителю Свердловского государственного драматического театра, заслуженному деятелю искусств тов. Бриллю. Прошу передать сотрудникам театра, собравшим 401 000 рублей в Фонд обороны Союза ССР и 89 389 рублей в Фонд помощи детям фронтовиков мой братский привет и благодарность Красной армии. И. Сталин», что стало высшей наградой для коллектива.

Чтобы ощутить вклад театра в Фонд обороны, достаточно сказать, например, что самолет-истребитель «Як-1» стоил 100 000 рублей. Значит, работники драмы собрали средств на четыре истребителя.

Сорок пятый

9 мая 1945 года на сцене Свердловского государственного драматического театра показывали спектакль «Так будет» в постановке режиссера Вениамина Битюцкого и художника Александра Кузьмина по пьесе Константина Симонова. Эта пьеса ставила вопрос «Как жить после войны?» не только на сцене, она отвечала реальной ситуации, в которой оказались миллионы советских людей после войны. И театр вместе со всей страной должен был решать этот вопрос.

Спектакль играли, не предполагая, что этот день навсегда войдет в историю страны.

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловская станция переливания крови снабжала госпитали в тылу и на фронте.

По материалам, предоставленным Свердловским государственным академическим театром драмы

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Опубликовано в №62 (10169) от 25 марта 2025 года.

Традиции — в мультфильмах: участники медиастудии из Березовского создали сериал о традициях различных народов

«Дружные соседи» — это анимационный сериал, который создали участники медиастудии «Черный Кот» из города Березовского. Он рассказывает...

Главное в его жизни — спорт: двухкратный чемпион Свердловской области по муай-тай — о том, как достигает высоких результатов

Огромный рюкзак с боевой экипировкой, уверенная походка и твердый взгляд, ссадины на руках — речь идет о Михаиле Сухецком,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также