И музы не молчали: артисты тагильских театров вдохновляли бойцов и тружеников тыла на новые подвиги и достижения

А главное — дарили надежду и веру в Победу

 

 

 

 

 

Первый профессиональный театр
в Нижнем Тагиле

К лету 1941 года в Нижнем Тагиле была достаточно насыщенная театральная жизнь. В городе даже работал профессиональный драматический театр, прибывший в Нижний Тагил на постоянную работу из Серова в июне 1940 года, в соответствии с постановлением Свердловского облисполкома. Его художественным руководителем и главным режиссером был

И.А. Саломатин — воспитанник Московского художественного театра. Основной режиссер Е.С. Золотарёв имел опыт работы в Московском современном театре. Спектакли театра оформлялись художниками

Ф.Ф. Соловьёвым, В. Турецким. Главным же художником был Н. Клеев, а директором театра — С.Н. Волков, являвшийся и одним из ведущих актеров труппы. Большая группа артистов театра (Кузнецов, Бестужев, М. Арбенина, Стрелкова, Дубровский, Чагин, Майский, Тольский, Чайка, Николаева, Мещерякова и др.) имела опыт совместной работы с

И.А. Саломатиным на Дальнем Востоке (во Владивостоке и Хабаровске), в Шахтах и на Урале. Имелись выпускники школы Московского малого театра (Маслов), Ленинградского (Гедрайтис) и Свердловского (Бородина) театральных техникумов, подающая надежды молодежь (Фомин, Т. Арбенина).

Театр был стационарным, однако собственного здания не имел. Его контора размещалась в здании городского Совета. В летний период коллектив базировался в Летнем театре парка им. А.П. Бондина, в зимний сезон — в Клубе им. М. Горького. Спектакли проходили также на сценах клубов Уралвагонзавода, завода № 56 и др.

В первые дни войны коллектив Нижнетагильского драматического театра на общем собрании единодушно принял решение о перестройке репертуара. Артисты отказались от выдачи полагающихся им амортизационных сумм за костюмы, что составляло несколько тысяч рублей. Директор театра С. Волков и артистка М. Арбенина безвозмездно отдали театру во временное пользование свои стильные костюмы.

Коллектив постановил обратиться с ходатайством к Наркому обороны о направлении всего состава театра на фронт для художественного обслуживания бойцов.

Был написан литературно-музыкальный монтаж на оборонную тему, артисты выступали перед тагильчанами с отрывками из пьес и концертными номерами, включавшими художественное чтение, песни, танцы, обозрения и т. п.

12 июля состоялась премьера спектакля по пьесе А. Желябужского «Борьба продолжается», в котором были заняты практически все артисты театра. В августе молодому зрителю впервые было показано «Свадебное путешествие» и пьеса А. Корнейчука «Платон Кречет». В премьере спектакля по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленного режиссером З. Бестужевым, тагильчане впервые увидели артиста Киевского театра русской драмы П. Сунозова (Незнамов) и заслуженную артистку РСФСР, актрису Московского театра им. Ленсовета Клавдию Михайловну Половикову в роли Кручининой. За первые 1,5 месяца с начала войны артисты Нижнетагильского драмтеатра дали 8 концертов, в программе которых были злободневные оборонные миниатюры, песни и частушки собственного сочинения.

В зимний сезон 1941–1942 года Нижнетагильский драматический театр ежемесячно давал 14 спектаклей в Клубе им. М. Горького и 10 спектаклей в Центральном клубе Вагонзавода. Его репертуар пополнили новые постановки: «Человек с ружьем» драматурга Н. Погодина, «Парень из нашего города»

К. Симонова, «Очная ставка» братьев Тур и Шейнина. На службу в труппу поступили новые актеры А.А. Добротин и Ю.А. Соколов, исполнявшие роли Ленина и Сталина.

Театр был чрезвычайно востребован населением, однако, все чаще в его адрес звучала критика. «Возросшее значение Нижнего Тагила как крупного индустриального центра страны, увеличение количества жителей и повышение культурных запросов трудящихся» ставило перед профессиональным городским театром новые задачи, которые можно было решить только «новыми высококвалифицированными творческими, режиссерскими и профессионально-техническими силами», которые были обещаны городу отделом по делам искусств Свердловского облисполкома.

27 мая 1942 года Нижнетагильский горисполком, заслушав доклад директора театра Лобанова о двухлетней работе учреждения в городе, принял решение о выделении театру складских помещений, квартир для размещения новых «артистов высшей категории», обеспечении труппы качественным питанием. Городские власти обратились в обком партии, облисполком, к руководству железной дороги о предоставлении театру дополнительных помещений (репетиционных, гримерных, подсобных) для подготовки спектаклей, возможности давать 20 спектаклей на сцене Клуба им. М. Горького.

В июне — сентябре 1942 года Нижнетагильский драмтеатр давал спектакли на сцене Летнего театра городского парка практически в прежнем творческом составе. 3 июля тагильчане увидели премьеру спектакля «Накануне». В его летней афише стояли популярные «Парень из нашего города», «Платон Кречет», а также «Доходное место», «Забавный случай» и одноактные пьесы. Регулярно сборы от спектаклей направлялись в Фонд обороны страны.

Главным режиссером театра летом 1942 года становится Заслуженная артистка РСФСР Комаровская Надежда Ивановна, эвакуированная из Ленинграда. Первый спектакль «Русские люди» по пьесе К. Симонова, поставленный ею с труппой тагильских артистов, горожане увидели 13–15 сентября 1942 года на сцене Летнего театра. Эта пьеса открыла и зимний сезон 1942–1943 года, в репертуарный план которого входило 5 новых спектаклей: «Осада Лейдена» И. Штока, «Москвичка» И. Гусева, «Иван да Марья»

Е. Пермяка, «Ревизор» Н. Гоголя и «Дама-невидимка» П. Кальдерона. Последний был поставлен Иваном Саломатиным и представлен тагильчанам 15 ноября 1942 года. Спектакли проходили на двух сценах — в Клубе им. М. Горького и Клубе металлургов.

Театр активно вел военно-шефскую работу: выступал в красноармейских частях, госпиталях на мобилизационных пунктах. Выездные спектакли и концерты проходили и в цехах оборонных предприятий города.

С февраля по май 1942 года фронтовая бригада Нижнетагильского драматического театра в составе артистов М. Арбениной, Н. Лаженцевой,

А. Добротина и В. Муковозова находилась на Северо-Западном фронте, где выступала с концертами перед бойцами. «В блиндажах, в землянках, в открытом поле, в походных госпиталях, буквально под артиллерийским обстрелом, с жадностью, с непередаваемой страстностью смотрели и слушали наши концерты бойцы, командиры, политработники», — вспоминал о поездке на фронт А. Добротин.

Этот артист возглавил фронтовую бригаду театра, отправившуюся на передовую и весной 1943 года. Ее концерты превращались в праздники для фронтовиков. Газета «Тагильский рабочий» писала о выступлениях тагильских артистов на фронте следующее: «Показы монтажа пьесы „Человек с ружьем“ стихийно перерастали в митинги, на которых бойцы и командиры клялись еще лучше громить наглого врага и просили артистов передать привет уральцам, посылающим на фронт замечательные подарки. На одном из таких митингов снайпер т. Дидевский, убивший 23 фрицев, взял на себя обязательство уничтожить еще 25».

Театр объединял и самодеятельные театральные силы. Так, 26 ноября 1942 года им был организован заключительный концерт декады искусства Урала, в котором приняли участие участники художественной самодеятельности Вагонзавода, Нижнетагильского и Новотагильского металлургических заводов. Многие артисты помогали самодеятельным драматическим кружкам или даже руководили ими.

В начале 1943 года театр пополнили новые творческие силы. Его художественным руководителем и главным режиссером стал Заслуженный артист РСФСР А.Е. Ларионов, приехавший в Нижний Тагил из Вологды. Первый спектакль в его постановке в содружестве с художником

В.А. Людмилиным тагильчане увидели на сцене клуба им. М. Горького 6 июня 1943 года. Это была пьеса К. Симонова «Жди меня», в которой звучала музыка С. Рахманинова. Развернутая статья А.Е. Ларионова, анонсирующая спектакль в городской газете, обеспечила ему ежедневные аншлаги в железнодорожном клубе с 8 по 18 июня. В июле 1943 года в Летнем театре эта постановка была показана 10 раз, в августе — еще 5.

Восторженными отзывами критиков был встречен новый спектакль Нижнетагильского театра — героическая комедия эпохи Петра I «Шут Балакирев», поставленный А.Е. Ларионовым по пьесе А. Мариенгофа на музыку И.Е. Гинецинского. Художник-орденоносец Б.Р. Эрдман оформил 9 картин спектакля после предварительного обсуждения их макетов с труппой, партийным руководством города. Премьере спектакля вновь предшествовала развернутая статья художественного руководителя театра. С 31 июля по 13 августа эта постановка была показана на летней сцене в городском саду с огромным успехом 16 раз.

Вероятно, спектакль «Жди меня», показанный Нижнетагильским театром 11 сентября 1943 года, был прощальным для режиссера

А.Е. Ларионова, получившего новое назначение в Чкаловск. А труппа драмтеатра, которой было предписано освободить сценическую площадку для эвакуированного из Ленинграда театра, готовилась к переезду в Каменск-Уральский. Ее последней премьерой на тагильской земле стало «Нашествие» по пьесе Л. Леонова в постановке режиссера А.А. Добротина и художника Н.С. Ломоносова. Этот спектакль тагильчане увидели 9 раз с 3 по 12 сентября.

Вырезка из газеты «Тагильский рабочий» от 17 октября 1942 года № 246. Фото: предоставлено Нижнетагильским городским историческим архивом

Из самодеятельности —
в профессионалы

Большой популярностью в городе пользовался в годы войны Железнодорожный театрализованный джаз-оркестр. Созданный в 1937 году, как самодеятельный коллектив при Клубе им. М. Горького, оркестр к лету 1941 года уже получил известность не только в Свердловской области, но и в стране. Его художественным руководителем был Николай Стремоусов. За музыкальную часть отвечал Леонид Попов (инициатор создания оркестра), а с 1944 года — Виталий Гевиксман. Они стремились объединить музыкальное и театральное искусство, работать так, чтобы в наиболее доходчивой форме донести до зрителя произведения своей программы, в том числе на полевых станциях и в цехах железной дороги, а с начала войны и на призывных участках, военных госпиталях и в санаториях. С марта 1942 года коллектив официально стал профессиональным театрализованным джаз-оркестром железной дороги им. Кагановича. Только за март 1942 — февраль 1944 года коллектив дал почти 700 концертов на Свердловской, Южно-Уральской, Пермской, Карагандинской, Омской, Томской железных дорогах. Периодически коллектив устраивал специальные большие концерты-спектакли в двух отделениях и для жителей Нижнего Тагила — на сцене его главной театральной площадки — Клуба им. Горького. В его программе был целый ряд театрализованных номеров, особенно любимых зрителями. Так, в июне 1942 года прошло 3, в мае — 2, а феврале 1944 года состоялось 5 таких выступлений.

Лучшие театральные коллективы — героическим труженикам кузницы оружия!

С первых дней войны в Нижнем Тагиле побывали с гастролями артисты различных уральских театров. Особенно любили тагильчане оперетту. В июле 1941 года, августе 1942, августе 1943 года на различных сценических площадках Нижнего Тагила выступали артисты Свердловского передвижного и государственного театра музыкальной комедии. Зрителям были показаны «Роз Мари», «Сильва», «Марица», «На берегу Амура», «Нитуш», «Запорожец за Дунави», другие оперетты и концерты, в которых блистали артисты

А. Альская, Д. Квитко, Р. Плевицкий, Комарович, Бова, Винтер, Муромская, Мягкий, Большов, Король, Даташвили и многие другие.

10 и 11 ноября 1941 года в Клубе им. М. Горького выступал с гастролями оборонный театр Свердловского областного отдела искусств под художественным руководством заслуженного артиста БССР Л.М. Литвинова. В его программе были политическая сатира, литературные монтажи, сценки и шутки, фельетоны «в лицах», антифашистские и оборонные песни.

В ноябре 1942 года тагильчане побывали на ночном спектакле и нескольких концертах Ленинградского государственного ансамбля «Водевиль».

В конце мая — июне 1943 года на сцене Летнего театра городского парка выступали с гастролями 25 артистов Молотовского областного театра миниатюр. Их спектакли состояли из инсценировок, водевилей, интермедий, миниатюр, теа-конферанса и сольных выступлений. Каждые два концерта проходили по новой программе.

Радовали горожан и выступления артистов оперы и балета

В феврале 1942 года на сцене Клуба им. Горького Передвижной оперный ансамбль Свердловской филармонии представил тагильскому зрителю «Травиату» Bерди, а в октябре 1942 года состоялись концерты вокалистов Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского.

Солистка Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова Витлин И.М. выступала перед тагильчанами 25 и 27 января 1944 года.

27 сентября 1944 года в Клубе им. М. Горького состоялся вечер балета с участием солистов Свердловского оперного театра И. Караваевой и

К. Муллер. А с 3 октября прошли гастроли Свердловского государственного театра оперы и балета им. Луначарского. Целый месяц тагильчане наслаждались спектаклями «Паяцы», «Кармен», «Травиата», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Русалка», балетным дивертисментом. Артисты театра активно участвовали и в концертах художественной самодеятельности, которые проводились в Клубе.

Однако руководство страны еще в 1942 году решило, что «героические труженики гигантской кузницы обороны социалистической Родины» достойны лучших творческих коллективов.

В начале августа 1942 года на трехмесячные гастроли в город прибыл в полном составе один из ведущих театров Советской Украины — Харьковский государственный драматический театр им. Т. Г. Шевченко. В его составе было целое созвездие народных и заслуженных артистов УССР: художественный руководитель и директор театра Крушельницкий Марьян Михайлович, режиссеры и артисты И.А. Марьяненко, В.С. Василько, Д.И. Антонович, Л.М. Гаккебуш, А.И. Сердюк, В.К. Сокирко, В.Н. Чистякова, а также главный художник театра Заслуженный деятель искусств УССР Меллер Вадим Георгиевич, композитор Богдан Крыжановский, режиссер Леонтий Дубовик и другие. С 18 августа тагильчане увидели спектакли советских авторов «Богдан Хмельницкий» и «В степях Украины» по пьесам А. Корнейчука, «Жена Клода» А. Дюма, «Талант» Старицкого. 16 октября 1942 года тагильский зритель вновь увидел спектакль «Русские люди» К. Симонова, но уже в премьерной постановке Харьковского театра.

Харьковские артисты внесли свой посильный вклад в строительство танковой колонны «Тагильский рабочий». 31 октября 1942 года труппа театра и творческие коллективы Клуба им. М. Горького провели большой ночной концерт, все средства от которого были переданы на строительство танков.

В 1943 году в эвакуацию в Нижний Тагил был направлен Ленинградский государственный Новый театр. Это был сравнительно молодой творческий коллектив, созданный в Ленинграде за несколько лет до войны с целью продолжать лучшие из романтических традиций русского театра.

Вся театральная труппа в полном составе (170 человек) прибыла в Нижний Тагил во второй половине сентября 1943 года с Дальнего Востока, где театр находился первые годы войны. Коллектив был поставлен на снабжение Тагилторгпита, которым ежемесячно для обеспечения трехразового питания артистов и технического персонала театра выделялось 902 килограмма мяса или рыбы, 262 килограмма круп, 141 килограмм жиров, 105 килограммов сахара. Их разместили в съемных квартирах и комнатах.

Театр привез в Нижний Тагил репертуар из 14 постановок: пьесы лауреатов Сталинской премии К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт», Вл. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов», а также «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Много шума из ничего» В. Шекспира, «На дне» и «Егор Булычев» М. Горького, «Иванов» А. Чехова и др.

Художественный руководитель театра кавалер ордена Трудового Красного Знамени Сушкевич Борис Михайлович имел звание заслуженного деятеля искусств. Его не менее титулованная супруга Бромлей Надежда Николаевна являлась ведущим режиссером театра. Главным режиссером был Н.Н. Галин, а директором театра — Л. Шапиро. В состав труппы входили и артисты—орденоносцы, и актеры, знакомые советскому зрителю по ряду кинофильмов.

15 октября 1943 года спектакль-историческая хроника «Фельдмаршал Кутузов» открыл первый зимний сезон театра на сцене тагильского Клуба им. М. Горького. Уже в первые месяцы работы труппы в Нижнем Тагиле горожане познакомились с В.А. Будрейко, исполнительницей роли Марии Стюарт,

А.И. Кузнецовым в роли Ленина в спектакле «Кремлевские куранты» и роли Егора Булычева в одноименном спектакле, с В. Лебедевым, исполняющим роль Огнева в пьесе Корнейчука «Фронт», В.А. Таскиным — исполнителем роли Гарпагона в комедии Мольера «Скупой», И.Д. Назаровым в роли Васнина в пьесе «Русские люди», с исполнительницей заглавной роли в греческой комедии «Надежда Дурова» и роли Елизаветы («Мария Стюарт») К.В. Куракиной и со многими другими артистами театра.

4 января 1944 года театр впервые показал тагильчанам спектакль «Горе от ума», поставленный по пьесе А.С. Грибоедова Н.Н. Бромлей для участия во Всероссийском смотре русской классики. Роль Чацкого исполнил В.И. Лебедев, Фамусова — Б.М. Сушкевич, другие основные роли — В.А. Будрейко, И.С. Брегман, В.С. Великанов, Г.В. Анчица.

Этот спектакль, а также «Скупой» и «Надежна Дурова» в дни зимних школьных каникул тагильские школьники могли посетить в дневное время.

Билеты на спектакли театра можно было купить в его кассе при Клубе им. Горького, Госбанке и Главпочтампте. С 1 марта 1944 года цены на них были несколько снижены. Посмотреть спектакли на самых бюджетных местах можно было за 8 рублей. За лучшие места на 1–8-х рядах партера нужно было заплатить 20 рублей.

В феврале 1944 года Ленинградский государственный Новый театр показал жителям Нижнего Тагила 14 спектаклей (9 постановок). В том числе для учащихся 5–10-х классов давались «День живых» драматурга Брунштейна, а для старшеклассников — «Шутники» Островского. За март 1944 года, в дни школьных каникул, театр показал на сцене Клуба металлургов 8 спектаклей для юношества. Театр давал и благотворительные спектакли для эвакуированных, детей-сирот. А доходы от спектакля «Урок жизни», состоявшегося 31 января 1944 года, коллектив перечислил в Фонд освобожденных районов.

С первых дней работы Ленинградского нового театра в Нижнем Тагиле в октябре 1943 года был объявлен набор в драматическую студию при нем, готовящую актерские кадры для театров Урала. На вступительных испытаниях, прошедших в 20–25 ноября, молодые люди 16–30 лет, имеющие образование не менее 8 классов, привитые от оспы, должны были прочитать басню, стихотворение, прозу, продемонстрировать свой музыкальный слух, ритмичность, показать сценический этюд на заданную тему. По итогам ноябрьских испытаний в студию было зачислено только 7 человек. Поэтому набор был продолжен в течение декабря. Зачисленные в студию получали стипендию и осваивали актерское мастерство в течение двух лет под руководством Б.М. Сушкевича и преподавателей студии — режиссеров и артистов театра.

В апреле 1944 года был открыт дополнительный прием в эту студию. Однако вакансии были только для мужчин, которым предоставлялась бронь от призыва в армию. Приемные испытания в студию прошли 7 мая 1944 года.

Новый театр имел и собственный симфонический оркестр, дирижером которого был музыкальный руководитель театра Попов. Этот оркестр был ядром концертной бригады театра, которая обслуживала раненых бойцов и офицеров Красной армии. За октябрь—ноябрь 1943 года коллектив Ленинградского Нового театра дал свыше 25 шефских концертов. В программе концертов были выступления оркестра под руководством Попова, его солистов Фридьева, Курас, Амирханяна и Карасика, а также отрывки из пьес в исполнении лучших артистов театра. Отдельные артисты театра (Кузнецов, Отоцкий и Бубликов), оркестр и его квартет принимали участие в 18 шефских концертах в составе сборных бригад. Оркестр был инициатором и городских тематических концертов. Так, в начале декабря 1943 года на вечере, посвященном творчеству П.И. Чайковского, симфонический оркестр театра исполнил фантазию на оперу «Евгений Онегин», вальс из балета «Спящая красавица» и ряд других произведений композитора, музыкальный руководитель театра рассказал тагильчанам о творчестве композитора.

Симфонический оркестр работал и в кинотеатрах города. Перед каждым киносеансом его музыканты исполняли концертную программу: произведения русских композиторов, героическую музыку Бетховена, легкие и изящные арии Россини, Верди и др. А еще проводил концерты-лекции для учащихся старших классов.

Помощь артистов театра подняла художественную самодеятельность города на совершенно новый уровень.

За семь с половиной месяцев первого зимнего сезона в Нижнем Тагиле Ленинградский Новый театр дал 225 спектаклей, из них 56 на предприятиях города. Театр выполнял и большую общественную работу — было проведено 233 культурно-шефских мероприятия. Среди них 183 выступления в госпиталях, 10 концертов в цехах различных заводов, спектакли в Фонд помощи детям фронтовиков, концерты в клубе пионеров и для актива читателей городской библиотеки, занятия с художественной самодеятельностью, лекции по вопросам искусства и т. д. Успехи театра и его художественного руководителя были высоко оценены руководством страны. В мае 1944 года Б.М. Сушкевичу было присвоено звание «Народный артист РСФСР». Лето 1944 года театр провел на гастролях в Свердловске, в поездках на фронт.

Второй зимний сезон в Нижнем Тагиле Ленинградский государственный Новый театр открыл 5 ноября 1944 года. Дневные спектакли начинались в 12:30, вечерние — в 20:30. Афиша ноября включала 5 спектаклей: «Русские люди», «Мария Стюарт», «Милый друг», «Скупой», «За здоровье того, кто в пути». 8 декабря состоялась премьера нового спектакля «Счастливый день», а 20 декабря — «Поединок». 14 февраля 1945 года тагильчане впервые увидели новый спектакль «Светит, да не греет» по пьесе А.Н. Островского.

Успехи Красной армии на фронтах, первые весенние лучи солнца позвали ленинградских артистов домой — в северную столицу. На мартовских и апрельских афишах Ленинградского нового театра значилось, что это последние месяцы его гастролей в Нижнем Тагиле. 8–12 апреля 1945 года прошли последние премьерные спектакли по пьесе К. Симонова «Так и будет», с 16 апреля по 6 мая — прощальные спектакли.

Нижнетагильскому профессиональному театру — быть!

Необыкновенная популярность и востребованность Ленинградского нового театра среди жителей города заставили руководство Нижнего Тагила весной 1944 года вновь задуматься о необходимости открытия собственного городского профессионального театра. Опять был поднят вопрос о возведении здания Драматического театра. Типовой проект театра на 1 000 зрителей, разработанный архитектором Н.П. Куренным, был принят к строительству с условием переработки внешней архитектуры здания «увязав последнюю с характером природы и будущей застройкой площади». Для театра был отведен земельный участок в центральной части города, открыт специальный счет для расчетов с подрядной организацией, выделены денежные средства на проектные работы. Отцы города очень рассчитывали, что в случае открытия в Нижнем Тагиле Государственного драматического театра первые выпускники студии по подготовке актеров при Ленинградском Новом театре останутся на родной земле.

Была поддержана и инициатива открытия Профессионального городского театра кукол. Идея создания такого театра принадлежала

Л.П. Козловой Она вместе с ленинградским режиссером Ю.К. Матвеевой начала искать единомышленников в этом вопросе среди творческой интеллигенции города. Их поддержали актриса театра оперетты из Ленинграда А. Шольц, участница художественной самодеятельности клуба им. А.М. Горького Л.Р. Буковская, пианистка Дома учителей З.В. Гуськова, вошедшие в состав труппы будущего театра. Чуть позднее к ним присоединились эвакуированная из Москвы драматическая актриса

А. Червякова, воспитанники Нижнетагильского детского дома Г. Федоров и Т. Бельтюкова.

Официально Нижнетагильский театр кукол организован в Нижнем Тагиле решением № 286 Нижнетагильского горисполкома от 17 мая 1944 года. Его директором и распорядителем кредитов была назначена Д.Л. Слонимская.

Первый театральный сезон открылся 7 августа 1944 года спектаклем «Принцесса и Свинопас» по сказке Г.Х. Андерсена. Постановка была осуществлена художественным руководителем театра Ю.К. Матвеевой, которая была и автором кукол. Музыку к спектаклю написал Ю.М. Шагал. Сцена спектакля была оформлена художником В.А. Казановичем, куклами управляли артисты Истомина, Костюк, Козлова и др. Вокальные номера были исполнены Довгачевой.

Только за первые 5 месяцев работы театр осуществил 3 постановки. На 105 его спектаклях в помещении Клуба учителей побывало более 2 000 юных тагильчан, а выездные представления посмотрело 20 тысяч зрителей.

В соответствии с решением горисполкома от 24 января 1945 года к работе артистами в кукольном театре были привлечены «способные воспитатели детсадов», а воспитатель детского сада № 2 Антонова была переведена в театр на должность художника. Учитывая неприспособленность помещения Клуба учителей для обслуживания детей, новый профессиональный театр был переведен для работы в Пионерский клуб на договорных началах. Цены на билеты были снижены до 2 рублей. А в бюджете города предусматривалась дотация для театра.

В 1945 году уехавшую из города Юлию Матвееву сменила Мария Логиновская, которая уже в 1946 году написала пьесу по сказу П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка». Спектакль, поставленный М. Логиновской в содружестве с художником О. Бернгардом и скульптором М. Крамским, с использованием подлинных уральских напевов, собранных З.В. Гуськовой в окрестных деревнях, был выдвинут сначала на областной смотр детских театров, а затем и на Всесоюзный смотр, где был признан лучшим в стране.

В июне 1945 года мечты тагильчан сбылись. Постановлением Совета Народных Комиссаров в подарок Уралу за его выдающийся вклад в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле был создан Государственный драматический театр. Первый приказ директора Нижнетагильского драматического театра А.С. Гутовского датируется 24 июня 1945 года. 15 сентября на службу был принят художественный руководитель театра Рощин Борис Германович, основной режиссер Лешков Павел Игнатович, заведующий музыкальной частью В.С. Куплецкий, 4 актера (В.К. Валицкая, Н.П. Журавская, Н.Л. Лебель, М.Р. Лебедев). Основная труппа театра была сформирована из выпускников Московского и Ленинградского театральных институтов. Были приглашены и высококвалифицированные артисты. Основной площадкой работы театра был определен все тот же Клуб им. М. Горького. Здесь через год — 8 мая — накануне годовщины Победы в Великой Отечественной войне — на сцене, где блистали труппы предшественников, состоялась премьера первого спектакля «Оптимистическая трагедия», поставленного Нижнетагильским государственным драматическим театром.

Афиша Нижнетагильского театра кукол за 1945 год. Фото: предоставлено Нижнетагильским городским историческим архивом

Ранее «Областная газета» писала о том, что в парке «Россия — Моя история» готовится масштабная выставка о советской медицине к 80-летию Победы.

Ирина Злобина, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Опубликовано в №62 (10169) от 25 марта 2025 года.

Традиции — в мультфильмах: участники медиастудии из Березовского создали сериал о традициях различных народов

«Дружные соседи» — это анимационный сериал, который создали участники медиастудии «Черный Кот» из города Березовского. Он рассказывает...

Главное в его жизни — спорт: двухкратный чемпион Свердловской области по муай-тай — о том, как достигает высоких результатов

Огромный рюкзак с боевой экипировкой, уверенная походка и твердый взгляд, ссадины на руках — речь идет о Михаиле Сухецком,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также