Великую Отечественную войну Кольцово встретил небольшим аэродромом для тренировок летно-подъемного состава. Здесь, на поляне между болотом и лесом, выровняли почву и создали дерновой покров для аэродрома. Начавшаяся война изменила судьбу не только аэропорта, но и всей большой страны.
Начало
1941-й. Уже 22 июня, в день начала войны, в Кольцово началось масштабное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. К 15 октября аэродром был готов к эксплуатации. Километровая полоса была построена в рекордно короткие сроки – за 114 дней.
1941-й, октябрь – в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательный институт военно-воздушных сил Красной армии. Он проводил испытания и, более того, доработку не только отечественных, но и зарубежных самолетов. За время пребывания в Кольцово до весны 1943 года институтом было проведено 2 200 испытаний.
1942-й, 15 мая – с аэродрома Кольцово взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем, пилотируемый капитаном Григорием Бахчиванджи. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике.
При этом испытания зарубежных машин показали, что почти каждая из них имела серьезный изъян. Так, не вышла из штопора «Аэрокобра» – американский истребитель, который начали поставлять летом 1942 года. В результате испытаний погиб подполковник Константин Груздев – выдающийся летчик, сбивший на фронте 19 немецких самолетов. В марте 1943 года во время испытаний максимальной скорости БИ-1 в горизонтальном полете погиб и капитан Бахчиванджи.
От Аляски до Урала
С первых дней Великой Отечественной войны возникла острая необходимость воздушного моста от авиационных заводов к фронту, в связи с чем была сформирована особая перегоночная авиагруппа гражданской авиации. Уже через два месяца после начала войны в США отправилась первая бригада летно-технического состава во главе с Героями Советского Союза Михаилом Громовым и Георгием Байдуковым, перед которыми была поставлена задача принять для перегонки на советско-германский фронт бомбардировщики.
Для выполнения задачи требовался надежный, недосягаемый для противника воздушный путь, им стал маршрут от Фэрбенкса (штат Аляска) до Красноярска. В кратчайшие сроки на маршруте в условиях суровых морозов были построены десятки основных и запасных аэродромов, завезено горючее, запасные части, навигационное оборудование и продовольствие. Благодаря открытию направления фронты стали получать 120-150 самолетов в месяц.
Конвейер доставки истребителей заканчивался в Красноярске отстыковкой плоскостей и погрузкой в вагоны, но это увеличивало время доставки на фронт.
1943-й, весна – из Красноярска через Кольцово начали перегонять истребители во фронтовые части. Темп перегонки значительно возрос и к осени 1944 года составлял 400 самолетов в месяц. Таким образом было переброшено более 14 тысяч единиц американской воздушной техники, а также отечественные самолеты авиационных заводов Сибири и Дальнего Востока.
Гражданский аэропорт
1943-й, 10 июля – был издан приказ о перебазировании аэропорта Свердловск в аэропорт Кольцово. Порт перешел в подчинение северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.
В Кольцово перевели 160 специалистов, также на небольшие сроки мобилизовали по 20-30 человек из районов Свердловской области, для работы на аэродроме привлекали и авиационных специалистов после госпиталя.
1943-й, сентябрь – в аэропорту было объявлено казарменное положение: прекращена перевозка личного состава из Кольцово в город и обратно, изъяты продовольственные карточки. Личный состав самостоятельно выполнял все виды работ, чтобы обеспечивать жизнедеятельность, практически перешел на натуральное хозяйство – от уборки снега с аэродрома до пошива обуви и работы на подсобном хозяйстве.
1944-й, январь-февраль – за Кольцово было закреплено звено тяжелых самолетов Ли-2. В летно-подъемный состав зачислено 24 человека. В основном это были гражданские летчики, призванные на военную службу. Обслуживающий техсостав также состоял из работников гражданской авиации. В самолетный парк, помимо двух Ли-2, вошли еще два трофейных транспортных самолета Юнкерс-52.
1945-й, июль – два первых пассажирских рейса состоялись в Кольцово вскоре после Победы на Ли-2. Маршруты у них были следующие: Свердловск – Казань – Москва – Свердловск и Свердловск – Уфа – Куйбышев – Саратов – Волгоград – Минводы – Свердловск.
Примечательно, что в период военного и послевоенного времени в Кольцово не произошло ни одной катастрофы или аварии. В непростые послевоенные годы безопасность полетов обеспечивали выдающиеся пилоты и специалисты авиационной отрасли, люди, прошедшие войну, труженики тыла. Именно они после войны продолжили активно развивать аэропорт и двигать вперед отечественную авиацию.
Андрей Клименских, УК «Аэропорты Регионов»
Спецобъект №63: как шла секретная стройка
Руководство стройкой в Кольцово осуществляло Управление НКВД по Свердловской области. Техническую документацию готовил «Военторг» УралВО. Немало подробностей о создании первой полноценной ВПП Кольцово помогает узнать объяснительная записка по годовому отчету особого строительства № 0063 за 1941 год.
«Решением Правительства перед строителями была поставлена задача – закончить строительство объекта в период времени с апреля по октябрь месяц и сдать его в эксплуатацию не позднее 1 октября 1941 года. Задача эта была выполнена», – говорится в отчете начальника особого строительства №63 НКВД Земляниченко.
Масштабная стройка в столь короткий период потребовала мобилизации внушительных сил и средств. На строительство было брошено около 1,5 тысячи человек. Однако по большей части это были неквалифицированные рабочие из числа заключенных.
Хуже дела обстояли с укомплектованностью стройки техникой. «Удовлетворение механизмами по линии мобилизации было недостаточным. Строительство предприняло ряд мер по подысканию недостающих механизмов внутри области и таким путем часть механизмов и оборудования были получены в арендное пользование», – говорится в объяснительной.
И все-таки общая обеспеченность строительства техническими средствами оставалась низкой. Скажем, выемка лишь 55 тысяч кубометров грунта из более чем 300 тысяч была произведена механизированным способом. Только половина щебня была заготовлена при помощи оборудования. Остальное делалось вручную.
Тем не менее, потребовавший от людей невероятных усилий ввод в строй километровой ВПП в итоге во многом стал определяющим фактором дальнейшего развития Кольцово.
За предоставленные документы Управления особого строительства № 63 Государственного управления аэродромного строительства НКВД СССР мы благодарим Государственный архив Свердловской области.
О Григории Бахчиванджи
Без преувеличения, особое место в истории аэропорта, Великой Отечественной войны и авиации занимает личность Григория Яковлевича Бахчиванджи.
Герой Советского Союза, летчик-испытатель – он ушел на фронт в самом начале войны, служил в истребительном полку, участвовал в обороне Москвы. Именно капитан Бахчиванджи вписал имя – свое и нашего аэропорта – в историю мировой авиации и космонавтики, первым подняв в воздух революционную машину, первый самолет с жидкостным ракетным двигателем БИ-1. Позднее подобные двигатели будут использованы для вывода на орбиту космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
Инженер-механик, специалист по двигателям аэрокосмической техники Арвид Палло, говоря о легендарном полёте Григория Бахчиванджи, вспоминал и о неудачных попытках, предшествовавших первому полёту.
«В момент, когда двигатель вышел на режим, стал работать нормально, произошел взрыв <…> его [Бахчиванджи] тоже тряхануло как следует, он повредил себе бровь и голову, ударившись», – говорил Палло. Разработчиков и всех участников испытаний тогда, конечно, волновало, как летчик-испытатель воспримет эту неудачу, сложилось положение, когда ему было очень просто отказаться от продолжения испытаний.
Но капитан Бахчиванджи не спасовал. «Когда пошел разговор о дальнейшей работе, Григорий сказал: «Нам завтра обязательно нужно пойти на завод, чтобы заставить комиссию правильно понять произошедшее». Так и сделали», – вспоминал конструктор.
Узнать больше об историческом полёте нам помогает фильм «Воспоминания о лётчике», которые в конце 1960-х годов сняли ветеран, штурман Свердловского объединенного авиаотряда Игорь Катенев и редактор Свердловской телестудии Оксана Булгакова.
По материалам пресс-службы аэропорта Кольцово
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».
Ранее «Областная газета» писала о том, что Кольцово переходит на весенне-летнее расписание