Опорный аэропорт державы: Кольцово в годы Великой Отечественной войны выполнял важную связующую функцию между СССР и США

В день начала войны в Кольцово началось масштабное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием

Великую Отечественную войну Кольцово встретил небольшим аэродромом для тренировок летно-подъемного состава. Здесь, на поляне между болотом и лесом, выровняли почву и создали дерновой покров для аэродрома. Начавшаяся война изменила судьбу не только аэропорта, но и всей большой страны.

Начало

1941-й. Уже 22 июня, в день начала войны, в Кольцово началось масштабное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. К 15 октября аэродром был готов к эксплуатации. Километровая полоса была построена в рекордно короткие сроки – за 114 дней.

1941-й, октябрь – в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательный институт военно-воздушных сил Красной армии. Он проводил испытания и, более того, доработку не только отечественных, но и зарубежных самолетов. За время пребывания в Кольцово до весны 1943 года институтом было проведено 2 200 испытаний.

1942-й, 15 мая – с аэродрома Кольцово взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем, пилотируемый капитаном Григорием Бахчиванджи. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике.

При этом испытания зарубежных машин показали, что почти каждая из них имела серьезный изъян. Так, не вышла из штопора «Аэрокобра» – американский истребитель, который начали поставлять летом 1942 года. В результате испытаний погиб подполковник Константин Груздев – выдающийся летчик, сбивший на фронте 19 немецких самолетов. В марте 1943 года во время испытаний максимальной скорости БИ-1 в горизонтальном полете погиб и капитан Бахчиванджи.

От Аляски до Урала

С первых дней Великой Оте­чественной войны возникла острая необходимость воздушного моста от авиационных заводов к фронту, в связи с чем была сформирована особая перегоночная авиагруппа гражданской авиации. Уже через два месяца после начала войны в США отправилась первая бригада летно-технического состава во главе с Героями Советского Союза Михаилом Громовым и Георгием Байдуковым, перед которыми была поставлена задача принять для перегонки на советско-германский фронт бомбардировщики.

Для выполнения задачи требовался надежный, недосягаемый для противника воздушный путь, им стал маршрут от Фэрбенкса (штат Аляска) до Красноярска. В кратчайшие сроки на маршруте в условиях суровых морозов были построены десятки основных и запасных ­аэродромов, завезено горючее, запасные части, навигационное оборудование и продовольствие. Благодаря открытию направления фронты стали получать 120-150 самолетов в месяц.

Конвейер доставки истребителей заканчивался в Красноярске отстыковкой плоскостей и погрузкой в вагоны, но это увеличивало время доставки на фронт.

1943-й, весна – из Красноярска через Кольцово начали перегонять истребители во фронтовые части. Темп перегонки значительно возрос и к осени 1944 года составлял 400 самолетов в месяц. Таким образом было переброшено более 14 тысяч единиц американской воздушной техники, а также отечественные самолеты авиационных заводов Сибири и Дальнего Востока.

Гражданский аэропорт

1943-й, 10 июля – был издан приказ о перебазировании ­аэропорта Свердловск в аэропорт Кольцово. Порт перешел в подчинение северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.

В Кольцово перевели 160 специалистов, также на небольшие сроки мобилизовали по 20-30 человек из районов Свердловской области, для работы на аэродроме привлекали и авиационных специалистов после госпиталя.

1943-й, сентябрь – в аэропорту было объявлено казарменное положение: прекращена перевозка личного состава из Кольцово в город и обратно, изъяты продовольственные карточки. Личный состав самостоятельно выполнял все виды работ, чтобы обеспечивать жизнедеятельность, практически перешел на натуральное хозяйство – от уборки снега с аэродрома до пошива обуви и работы на подсобном хозяйстве.

1944-й, январь-февраль – за Кольцово было закреплено звено тяжелых самолетов ­Ли-2. В летно-подъемный состав зачислено 24 человека. В основном это были гражданские летчики, призванные на военную службу. Обслуживающий техсостав также состоял из работников гражданской авиации. В самолетный парк, помимо двух Ли-2, вошли еще два трофейных транспортных самолета Юнкерс-52.

1945-й, июль – два первых пассажирских рейса состоялись в Кольцово вскоре после Победы на Ли-2. Маршруты у них были следующие: Свердловск – Казань – Москва – Свердловск и Свердловск – Уфа – Куйбышев – Саратов – Волгоград – Минводы – Свердловск.

Примечательно, что в период военного и послевоенного времени в Кольцово не произошло ни одной катастрофы или аварии. В непростые послевоенные годы безопасность полетов обеспечивали выдающиеся пилоты и специалисты авиационной отрасли, люди, прошедшие войну, труженики тыла. Именно они после войны продолжили активно развивать аэропорт и двигать вперед отечественную авиацию.

Андрей Клименских, УК «Аэропорты Регионов»

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Ранее «Областная газета» писала о том, что Кольцово переходит на весенне-летнее расписание

Символы Победы: в Нижнем Тагиле в годы войны выпускали танки Т-34, снаряды к «катюшам» и штурмовики Ил-2

В годы Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе – так тогда назывался Уралвагонзавод (УВЗ)...

В Екатеринбурге стартовал XV Евразийский экономический форум молодежи «Евразийская синергия: многополярность — интеграция — диалог цивилизаций»

В Екатеринбурге дан старт XV Евразийскому экономическому форуму молодежи «Евразийская синергия: многополярность — интеграция — диалог цивилизаций». С 21 по 25 апреля...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также