Особенности распространения информации в социальных сетях

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Бояринцева Ольга Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
В современных условиях развития информационного общества социальные сети стали частью нашей повседневной жизни. Они активно используются в качестве средства распространения информации, обеспечивая доступ к развлекательному, новостному, рекламному и иному контенту.

Правовое регулирование использования социальных сетей осуществляется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который устанавливает, что к социальным сетям относятся сайт, или информационная система, или программа для электронных вычислительных машин, предназначенные и используемые для предоставления и распространения информации посредством созданных пользователями персональных страниц. Кроме того, в числе признаков социальной сети закон устанавливает возможность ее использования для распространения рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, а также количественный критерий — доступ к социальной сети в течение суток более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.

При соответствии обнаруженного в сети Интернет информационного ресурса данным требованиям Роскомнадзор признаёт такой информационный ресурс социальной сетью и включает его в реестр социальных сетей.

С юридическим фактом включения сведений в реестр социальных сетей закон связывает возникновение ряда обязанностей у ее владельца.

Обеспечивая ведение принадлежащего ему ресурса, владелец социальной сети должен информировать пользователей о правилах ее использования. Правила использования социальной сети должны быть размещены на русском языке и содержать требования к распространению в социальной сети информации; права и обязанности пользователей и владельца социальной сети; порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети и порядок осуществления мониторинга социальной сети. Наряду с правилами владелец социальной сети должен разместить адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы или наименование (для юридического лица) и электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации.

Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет является одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях развития информационной сферы. Поэтому основной комплекс обязанностей владельца социальной сети заключается в принятии мер, исключающих возможность использования социальной сети в целях разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну; распространения экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, материалов, содержащих нецензурную брань. Владелец социальной сети должен соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию; не допускать распространение информации с целью опорочить человека или отдельные категории граждан.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец социальной сети должен осуществлять мониторинг сайта в целях выявления и принятия мер по удалению информации, запрещенной к распространению (к примеру, информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств; информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции; информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц, и др.).

В случае выявления такой информации на странице пользователя владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней. Если владелец социальной сети не может оценить степень соответствия информации, выявленной в процессе осуществления мониторинга, перечню информации, указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», он обязан направить ее в Роскомнадзор и до вынесения решения уполномоченным государственным органом принять меры по ограничению доступа к ней.

Пользователь социальной сети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, может обратиться к владельцу социальной сети с жалобой на принятое решение. Владелец социальной сети рассматривает такую жалобу и в течение трех дней направляет ответ пользователю социальной сети. В случае несогласия с ответом владельца социальной сети пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к размещенной на его странице информации.

Поддержка добрых дел: инициативы свердловских НКО профинансируют из Фонда президентских грантов

Свердловские некоммерческие организации получат более 124 миллионов из Фонда президентских грантов. Средства пойдут на поддержку самых...

Молодые инноваторы Свердловской области могут выиграть до полумиллиона рублей на реализацию проекта

Технопарк «Университетский» Свердловской области стал площадкой для отбора проектов на конкурс Фонда содействия инновациям «УМНИК-2025»....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также