кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
В процессе развития налоговой системы Российской Федерации с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время появилось условное разделение всех налогоплательщиков на две группы: «профессиональные» и «непрофессиональные» налогоплательщики. Это разделение нормативно не закреплено, однако его можно проследить в налоговом законодательстве и практике его применения. В частности, оно проявлялось в регулировании процедур принудительного взыскания задолженности по налогам, штрафам и пеням.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей («профессиональные» налогоплательщики) законодатель традиционно предусматривал внесудебное взыскание задолженности, когда налоговый орган после выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов и его неисполнения в отведенный срок мог в бесспорном порядке списать задолженность со счетов налогоплательщика, а при отсутствии на счетах достаточных средств — вынести решение о взыскании задолженности за счет иного имущества, которое [решение] имело силу исполнительного документа.
К гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями («непрофессиональные» налогоплательщики), применялся более патерналистский подход: предусматривался судебный порядок взыскания задолженности. Налоговый орган после выставления требования не мог самостоятельно взыскивать задолженность — он должен был получить соответствующий судебный акт (судебный приказ или решение суда). Такая процедура существовала, как объяснялось экспертами, высшими судебными инстанциям и т. д., в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Она была призвана защитить их от произвола и ошибок. Однако у этих гарантий есть побочный эффект — они создают дополнительную нагрузку на судебную систему.
Законодатель, сопоставив ценность гарантий физическим лицам и издержки в виде нагрузки на судебную систему и налоговые органы (необходимость обращения в суд для них также дополнительная нагрузка), принял решение об отказе от судебного порядка взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Изменения вступают в силу с 1 ноября 2025 года1.
Процедура для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет следующей. При выявлении отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщику будет направляться соответствующее уведомление через личный кабинет налогоплательщика либо через Госуслуги, либо, если два предыдущих варианта невозможны, то уведомление будет направляться по почте заказным письмом. Важно отметить, что на сальдо единого налогового счета влияют не только налоги, но также пени и штрафы, поэтому в рассматриваемой процедуре взыскивается вся задолженность перед бюджетом, связанная с налогами, а не исключительно налоги.
Налогоплательщик может в течение 30 дней с момента получения уведомления подать свои возражения. В этом случае задолженность перестает быть бесспорной и может быть взыскана только в судебном порядке. Если возражения от налогоплательщика не поступят, налоговый орган может начать бесспорное взыскание, направив решения о списании средств в банки налогоплательщика, операторам его электронных кошельков. При отсутствии или недостаточности средств на счетах взыскание будет обращаться на прочее имущество налогоплательщика, за исключением предметов первой необходимости.
Обязанность платить налоги является конституционной (ст. 57 Конституции России), подавляющее большинство граждан добросовестно исполняют ее. С развитием цифровых технологий расчеты налогов и их администрирование все больше и больше автоматизируются, влияние человеческого фактора минимизируется, однако это полностью не исключает вероятность возникновения ошибок: какой-то платеж может быть неправильно учтен, иногда ошибочно начисляется налог на имущество, которое налогоплательщик давно продал и т. п. Учитывая это, гражданам в связи с изменением регулирования процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности надо быть внимательнее к уведомлениям, поступающим из личного кабинета налогоплательщика и с Госуслуг.
1 Федеральный закон от 31.07.2025 № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“» // [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507310018 (дата обращения 15.09.2025 г.).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей («профессиональные» налогоплательщики) законодатель традиционно предусматривал внесудебное взыскание задолженности, когда налоговый орган после выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов и его неисполнения в отведенный срок мог в бесспорном порядке списать задолженность со счетов налогоплательщика, а при отсутствии на счетах достаточных средств — вынести решение о взыскании задолженности за счет иного имущества, которое [решение] имело силу исполнительного документа.
К гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями («непрофессиональные» налогоплательщики), применялся более патерналистский подход: предусматривался судебный порядок взыскания задолженности. Налоговый орган после выставления требования не мог самостоятельно взыскивать задолженность — он должен был получить соответствующий судебный акт (судебный приказ или решение суда). Такая процедура существовала, как объяснялось экспертами, высшими судебными инстанциям и т. д., в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Она была призвана защитить их от произвола и ошибок. Однако у этих гарантий есть побочный эффект — они создают дополнительную нагрузку на судебную систему.
Законодатель, сопоставив ценность гарантий физическим лицам и издержки в виде нагрузки на судебную систему и налоговые органы (необходимость обращения в суд для них также дополнительная нагрузка), принял решение об отказе от судебного порядка взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Изменения вступают в силу с 1 ноября 2025 года1.
Процедура для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет следующей. При выявлении отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщику будет направляться соответствующее уведомление через личный кабинет налогоплательщика либо через Госуслуги, либо, если два предыдущих варианта невозможны, то уведомление будет направляться по почте заказным письмом. Важно отметить, что на сальдо единого налогового счета влияют не только налоги, но также пени и штрафы, поэтому в рассматриваемой процедуре взыскивается вся задолженность перед бюджетом, связанная с налогами, а не исключительно налоги.
Налогоплательщик может в течение 30 дней с момента получения уведомления подать свои возражения. В этом случае задолженность перестает быть бесспорной и может быть взыскана только в судебном порядке. Если возражения от налогоплательщика не поступят, налоговый орган может начать бесспорное взыскание, направив решения о списании средств в банки налогоплательщика, операторам его электронных кошельков. При отсутствии или недостаточности средств на счетах взыскание будет обращаться на прочее имущество налогоплательщика, за исключением предметов первой необходимости.
Обязанность платить налоги является конституционной (ст. 57 Конституции России), подавляющее большинство граждан добросовестно исполняют ее. С развитием цифровых технологий расчеты налогов и их администрирование все больше и больше автоматизируются, влияние человеческого фактора минимизируется, однако это полностью не исключает вероятность возникновения ошибок: какой-то платеж может быть неправильно учтен, иногда ошибочно начисляется налог на имущество, которое налогоплательщик давно продал и т. п. Учитывая это, гражданам в связи с изменением регулирования процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности надо быть внимательнее к уведомлениям, поступающим из личного кабинета налогоплательщика и с Госуслуг.
1 Федеральный закон от 31.07.2025 № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“» // [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507310018 (дата обращения 15.09.2025 г.).