Ирбитский подход: в городе масштабно реконструируют исторический центр и благоустраивают жизнь и быт современных микрорайонов

Интервью обозревателя «ОГ» Михаила Батурина с главой муниципалитета Николаем Юдиным

Ирбит, пожалуй, один из наиболее известных и знаковых городов Среднего Урала. Ирбитские ярмарки, описанные еще Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, и сегодня собирают десятки тысяч посетителей. Маршал Победы Георгий Жуков в 1950-х, выбираясь в Верховный Совет СССР от Свердловской области, проводил личные встречи с ирбитчанами, и в честь тех массовых встреч в городе сегодня установлен памятник полководцу — первый в России, изображающий полководца в полный рост. Уникальный мотоцикл «Урал» долгие годы производится на предприятии, расположенном именно в Ирбите. Много исторических фактов можно перечислять об этом городе. Но разговор обозревателя «ОГ» Михаила Батурина с главой этого муниципалитета Николаем Юдиным касался времени настоящего. Сегодня Ирбит готовится к встрече 400-летия. Помимо масштабной реконструкции исторического центра здесь строятся новые жилые кварталы, учреждения спорта и образования, благоустраиваются скверы и парки. Активную жизненную позицию в этих вопросах проявляют сами горожане. А еще в этом свердловском муниципалитете успешно проведена транспортная реформа.

— Николай Вениаминович, декабрь на календаре — время подводить итоги года. Каким он был для Ирбита?

— Год был весьма насыщенным. Самое главное, конечно, это жилье. За два последних года мы построили почти 17,5 тыс. квадратных метров нового жилья.

Благодаря поддержке губернатора и Правительства Свердловской области было получено необходимое финансирование. В 2024 году мы приобрели 54 квартиры в рамках договора инвестирования. Построили дом. И 6 декабря прошлого года вручили ключи в преддверии Нового года. И люди праздник встречали не в аварийном жилье, а уже в новых квартирах. Эту традицию и в 2025-м мы обязательно продолжим. Также будут вручены ключи счастливым новоселам жилого комплекса по улице Маршала Жукова, 7. Всего по системе долевого участия приобретаем 192 квартиры в муниципальную собственность. И первую секцию, 66 квартир, мы планируем заселить непосредственно перед праздником.

Хочу опять же поблагодарить Правительство региона за выделение средств для выкупа аварийного жилья, которое находится в собственности ирбитчан. В новые дома мы переселяем тех, кто проживал в социальном жилье, а с выкупом у нас всегда были определенные проблемы. Почти 80 млн мы получаем из области как раз на выкуп такого жилья. Таким образом приобрели уже 32 квартиры: теперь люди получили компенсационные выплаты и могут приобрести себе жилье самостоятельно. Это большой, огромный плюс. Могу сказать, что таким образом напряженность по аварийному жилью практически снята.

Работаем дальше. Есть проекты по строительству небольших домов (на 9–14 квартир) в северной части города в историческом стиле. Проекты готовы. Строения — из кирпича, чтобы сохранить исторический облик и атмосферу старинного города.

На протяжении уже пяти лет благодаря поддержке губернатора и Правительства методично проводим капитальный ремонт на так называемом туристическом маршруте. Задача сохранить исторический облик, аутентичность и атмосферу старинного города — важная. Ремонтируемые дома расположены в непосредственной близости к объектам культурного наследия. Кроме того, в северной части города объекты выше 11,5 метра мы строить не имеем права из-за установленной охранной зоны Сретенского храма.

А для строительства современного жилья у нас хватает земли и участков в микрорайоне Комсомольском. Кстати, именно там по поручению Президента России построен новый детский сад, и буквально две недели назад строительные работы были завершены. В январе первые дети начнут его обживать. Причем, это будет происходить синхронно с заселением комплекса домов на улице Жукова. Так что люди будут переезжать из аварийного жилья в новое, а детский сад — вот он, рядышком. В перспективе у нас там еще и строительство школы на 550 мест, и строительство центра единоборств. У нас в городе достаточно много ребят, занимающихся самбо, дзюдо, боксом, тхэквондо.

Добавлю, что сегодня в Комсомольском микрорайоне проживает почти 10 тыс. человек, и большой коттеджный поселок рядом, центральная городская больница здесь же находится. Но нет ни одного нормального спортивного объекта. Так что уже после строительства новой школы здесь появится и спортивный объект, и спортивный зал, и актовый зал. Мы таким образом проектируем объект, чтобы жители микрорайона имели доступ к этим площадкам. Подобный опыт есть: когда делается второй вход, не через школу, а с другой стороны здания. И жители окрестных домов могут также заниматься во внеурочное время.

— Практически Ирбит разделен на старый и новый город?

— Так и есть. Историческая часть — север. А южная часть — Ирбитский мотоциклетный завод. Все здесь начало формироваться и застраиваться после того, как в ноябре 1941-го в Ирбит эвакуировали мотоциклетный завод. И микрорайон Комсомольский как раз здесь находится.

— Об открытии нового детского сада «ОГ» писала. А как так получилось, что он строился по поручению Президента?

— Девушка написала Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину. После ее обращения появилось поручение главы государства и главы региона. Мы вообще последние годы несколько объектов строим, которые идут по поручению администрации Президента. Это, к примеру, строительство стадиона в школе № 9.

Там также написала обращение девушка, у которой дети учатся в этой школе. Школе этой 30 лет, стадион за это время не обновлялся ни разу. В этом году сдали его в эксплуатацию досрочно. Подрядчики не всегда добросовестные попадаются, но в этот раз, наоборот, отработали качественно и быстро: срок был — 15 октября, а сдали к 1 сентября, специально к началу учебного года. Сейчас по этой же школе № 9 появилось новое поручение. Родительский комитет школы написал письмо-обращение к полномочному представителю Президента Российской Федерации в УрФО Артёму Владимировичу Жоге.

— Это такое ирбитское ноу-хау: пиши обращение и всё будет?

— Мне кажется, это хорошо. Это и вера в исполнительную власть: обращения никуда в песок не уходят. И вопросы решаются, есть гарантия, что финансирование будет выделено. Но, конечно, для нас это огромная ответственность, дополнительный контроль.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Теперь в планах ремонт кровли и фасадов в этой школе. Хотя ее здание самое новое в городе, но 30 лет без капремонта — это уже приличный срок. Сейчас мы в разработке проекта реконструкции. И к следующему новому учебному году должны все завершить.

— Я так понимаю, ирбитчане — люди с активной жизненной позицией. В программе формирования комфортной городской среды, в инициативном бюджетировании активно участвуют?

— Да, активно участвуем. По инициативному бюджетированию мы реализовали в 2023 году самый материально емкий на тот момент в области проект. Построили мини-стадион во дворе дома. Стоимость работ составила более 6 млн рублей. Это футбольное поле с искусственным покрытием, ограждением, освещением. И на 2026 год мы заявились на продолжение благоустройства этого же большого двора. Также заявились на обустройство детских площадок там.

Это касается и ФКГС (формирования комфортной городской среды), участвуем ежегодно. По сути, уже закончили проект — благоустройство сквера на реке Серебрянке. Он будет посвящен сказкам Пушкина. Несмотря на то, что проект двухлетний, на 2025–2026 годы, все работы почти завершены. Осталось установить скульптуры Балды и самого Александра Сергеевича Пушкина.

Благоприятная социальная атмосфера много значит. Поэтому должны быть и детский сад, и школа, и стадион, и театр, и кинотеатр. Наш кинотеатр, кстати, один из самых эффективных в Свердловской области по продаже билетов.

— Реставрация драматического театра еще идет?

— Да, немножко скорректировали сроки. Планировали в 2027 году закончить, но уходим на 2028-й. Там как раз юбилейная дата — 205 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, а наш драмтеатр носит его имя.

Сегодня все «грязные» работы по реконструкции завершены. Внешние сети подведены, газовая котельная установлена. Зимой начнутся внутренние работы, подготовка к монтажу сценического, светового, звукового оборудования. Помимо того, что театр должен быть отреставрирован, он должен быть еще и современным.

Реставрацию пассажа мы вынуждены пока поставить на паузу. Два таких объекта, оба материально емкие, — для бюджета это не просто. Но самая главная причина — просто отсутствие грамотных специалистов-реставраторов. Рук не хватает. На других объектах ведь ничего не остановлено.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Мы реставрируем историческое здание начальной школы на улице Карла Маркса. К 1 сентября 2026 года должны открыть школу. Школа № 1, основное здание на улице Свободы, бывшая мужская гимназия. Здесь мы приступили к ремонту флигеля. Также по плану к 1 сентября следующего года завершим работы.

— Ирбит — один из самых исторически значимых городов Свердловской области. Вспомнить хотя бы знаменитую ярмарку. Развитием внутреннего туризма плотно занимаетесь?

— Помимо событийного туризма, а ярмарка — это событийное мероприятие, мы активно развиваем неорганизованный туризм, когда не только туристическими группами приезжают, а персонально. Происходят и обменные мероприятия. Не так давно был в Тобольске на Дне Сибири: презентовал наши возможности. Увы, но оказалось, что для многих тоболяков, югорчан огромным открытием стала наша ярмарка. Даже про мотоцикл «Урал», про такой бренд они не знали.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— «Урал» стал победителем прошлого года на конкурсе «Достояние Среднего Урала»…

— Ирбит — город, у которого две награды на «Достоянии Среднего Урала», — Ирбитская ярмарка и мотоцикл «Урал». И конкурс этот как раз и нужен, чтобы знали, не забывали. Нам есть с чем еще заявляться на участие в «Достоянии»: пассаж, театр.

Для туристической привлекательности повышаем уровень комфортности в городе. Для этого в прошлом году был запущен регулярный железнодорожный маршрут, который показал свою высокую эффективность. В этом году установили первое зарядное устройство для электромобилей. Это становится потребностью. Ранее жители Тюмени, кто такой техникой пользуется, объезжали Ирбит, потому что здесь негде было заряжаться. Сейчас такая возможность есть, до конца года должны установить еще одно зарядное устройство в северной, исторической части.

— По поводу городского комфорта. У вас успешно завершена транспортная реформа. Как вам это удалось?

— Первое, что мы сделали — приложили максимум усилий, чтобы сохранить муниципальные предприятия по пассажирским перевозкам. Сохранили и вывели из предбанкротного состояния, прекратили процедуру внешнего управления. Конечно, пришлось немалые средства вкладывать в выплаты и текущей, и просроченной задолженности: гасить долги перед сетевыми организациями, перед энергетиками и т. д.

Параллельно мы обновляли автобусный автопарк. Начали из средств местного бюджета, потом появилась президентская программа. И за последние три года мы полностью обновили подвижной состав: теперь автобусы у нас с кондиционерами, с валидаторами, навигацией и так далее. Мы зашли в том числе и на межмуниципальные маршруты, торги по которым проводит управление автомобильных дорог Свердловской области, поэтому приобрели еще и современные «Газели».

Помимо того, что автопарк обновлен, у нас еще и коллектив полностью укомплектован. Для этого в этом году трижды поднимали заработную плату. Последнее повышение зарплаты было в октябре: подняли и водителям, и кондукторам, и слесарям. Водители у нас зарабатывают сейчас минимум 80 тыс. Но и автобусы по городу движутся минута в минуту практически.

Улучшаем материальную базу предприятия. Две мойки построены, автобусы грязные на маршрут не выходят.

— Но это не самоокупаемая история. Сколько у вас стоит проезд?

— Безусловно, мы не можем и не будем этого делать — перекладывать все на жителей. У нас проездной билет стоит 25 рублей, себестоимость около 40 рублей.

И мы продолжаем работу с транспортом. В следующем году планируем установить электронные табло с обратным отчетом времени до прибытия того или иного маршрута. Мне кажется, это больше даже психологический момент, когда человек на остановке видит обратный отчет, и автобус, главное, вовремя приходит. Обновляем и остановочные комплексы.

— Помимо транспорта еще и дороги должны быть соответствующие.

— Конечно. Все в комплексе. Взять и обновить за год уличную дорожную сеть невозможно. Опять же спасибо за поддержку губернатору и Правительству области. В этом году мы несколько дорог отремонтировали в рамках региональной программы: к примеру, вокруг школы № 9 сделали новые парковочные места, на улицах Мамина-Сибиряка и Щорса буквально недавно ремонт закончили. И опять же, по просьбам жителей, один из маршрутов с 1 февраля запускаем по Щорса. Сразу же при ремонте сделали там остановочные карманы.

— Ближайшие годы у вас пройдут под знаком «400-летия». Но юбилей юбилеем, а жизнь требует ежедневных, будничных включений в управление городом. Какой из запланированных проектов вы бы назвали важнейшим?

— Строительство нового водовода. Учитывая специфику Ирбита, водоснабжение практически всего города осуществляется из артезианских скважин. Сегодня город запитан от Бердюгинского месторождения питьевой воды, которое находится почти в восьми километрах от Ирбита. Сейчас действуют две скважины, вода заходит по ветке в северную часть города. И проблема в том, что ветка пока не закольцована. Вода есть, но она, соответственно, нециркулирующая, поэтому есть вопросы и с ее качеством.

В микрорайоне Комсомольском действуют четыре артезианских скважины. Но и район большой, и центральная городская больница там расположена, и новые социальные объекты, и частный сектор расширяется. Поэтому для нас крайне важно сейчас начать строительство водовода от новых скважин на Бердюгинском месторождении и завести дополнительную ветку в город, в первую очередь, в микрорайон Комсомольский. А затем закольцевать систему.

Такой проект есть, он разработан. В планах реализация проекта — в 2027–2028 годах. Когда мы сделаем это, тогда и воды будет достаточное количество, и она будет циркулирующая, качество значительно улучшится. А вода, как известно, — это жизнь.

Ранее «Областная газета» писала о масштабных проекта Первоуральска.

Госдолг Свердловской области с начала текущего года снизился на 9,9 млрд рублей

Министр финансов Свердловской области Александр Старков представил главе региона Денису Паслеру отчет об исполнении областного...

Денис Паслер в День Конституции наградил выдающихся свердловчан и вручил паспорта талантливым школьникам

В честь Дня Конституции Российской Федерации губернатор Свердловской области Денис Паслер наградил выдающихся жителей...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также