В екатеринбургском театре «Щелкунчик» представили одноименный двухактный балет на музыку Петра Чайковского и Дюка Эллингтона в хореографии Петра Базарона. Спектакль рассматривает мир подростка — острый, болезненный и полный противоречий. Главный герой разрывается от желания остаться в уютном мире детства и в то же время отчаянно хочет наконец повзрослеть. Основные сцены постановки были показаны в рамках Международного фестиваля современного танца, а премьера балета состоялась 14 декабря.
Новый «Щелкунчик» стал новогодней сказкой для ребят, которые проходят через один из самых сложных периодов в жизни — взросление. История начинается в обыкновенной семье, где взрослые, охваченные праздничной суетой, не замечают состояние сына-подростка. Он не принимает себя и свою внешность, прячет лицо за кукольной маской и совсем не рад приближающемуся Новому году. На сцене зритель видит не привычную историю в классическом прочтении, а колючего подростка, вросшего в кресло в обнимку с игрушечным динозавром.

В каждом движении неловкого и угловатого Щелкунчика в исполнении Демьяна Костоусова чувствуется скованность и раздражение на слишком оптимистичную маму, охваченную праздничной лихорадкой, и на себя самого. С появлением Маши — ровесницы главного героя, в мире Щелкунчика все переворачивается с ног на голову. Невозможно заинтересовать прекрасную девушку, оставаясь угрюмой, замкнутой в себе куклой. Крысы в новой истории становятся воплощением страхов Щелкунчика, пытаются разрушить праздник, а самого юношу утянуть обратно в кокон беззаботного детства.
Декорации балета воплощают два мира — реальный и сказочный. Художник-постановщик Юлиана Лайкова смогла создать на сцене домашний уют, снежную зиму и внутренний мир героя — холодный и немного отталкивающий. Красная машина с елкой на крыше, стоящая в центре, становится не просто украшением истории, но почти одним из действующих героев. Она ломается, требует починки, отказывается заводиться, а в середине первого акта именно из нее появляются крысы, так пугающие героев. Сам Щелкунчик предстает перед зрителем не привычной новогодней игрушкой, а мальчиком, в котором юный зритель сможет узнать себя.

«Главная идея постановки — рассказать ребятам, как важно принимать себя и понимать, что все мы разные, — рассказывает хореограф-постановщик балета „Щелкунчик“ Пётр Базарон. — В оригинальном произведении главным героем является Маша, а мы сосредоточили внимание на Щелкунчике, оттолкнувшись от рассуждения, кто он такой. Это кукла-изгой среди всех игрушек. И в этом он очень схож с современными подростками, потому что в компаниях, как правило, бывают ребята-изгои. Нам как детскому театру, который должен разговаривать с ребятами на серьезные темы, эта проблема показалась очень важной. Мы хотели сделать эту историю приближенной к реальной жизни. Есть мама, папа, вредный подросток, который переживает, что с ним что-то не так. И реальный мир, в котором нужно работать над собой».

Этот спектакль продолжает диалог, начатый в балете «Петрушка» — о принятии через любовь. С помощью танца, без единого слова, постановщикам удается говорить с детьми через понятные им образы. Пластика юных актеров столь выразительна, что их движения складываются в слова, а зритель почти слышит искренние и честные диалоги между танцорами. Первые чувства, робкие и нежные, пугают и манят Машу и Щелкунчика, и пока одна смело бросается навстречу новым переживаниям, второй старается спрятаться за привычную маску.
«Никто не ставил правил, как рассказывать историю, поэтому мы показываем ее по-своему, — отмечает драматург Богдан Королёк. — Мы придумали совершенно другой сюжет. Он важнее и ближе сердцам как артистов театра — это еще очень молодые люди, так и зрителей, которые придут с родителями на спектакль. В театре дети, юноши и девушки со сцены рассказывают историю таким же ребятам, как они».
Произведение Петра Чайковского, знакомое зрителям всех возрастов, в этой истории распадается на ниточки, которые в итоге сплетаются в сюжетную канву. А в начале второго акта включается джазовая сюита Эллингтона из знаменитого альбома 1960 года. Как рассказал драматург, включение нового произведения в балет позволило не просто удивить зрителя, но и помочь ему более вдумчиво вслушиваться в звучащую музыку и посмотреть на Чайковского другими глазами.
Ранее «Областная газета» писала о том, что традиционные «Рождественские концерты» стартуют в театре «Урал Опера Балет» 12 декабря.

