Свердловская музкомедия отмечает 90-летие уникальным шоу «Театр в городе»

У «Областной газеты» — свой проект: интервью с теми, кто занят в юбилейном шоу и чьи имена представляет сегодня театр-холдинг

За неброским названием — выразительная идея: 300 лет Екатеринбургу и 90 лет театру — как прожили вместе Театр и Город последние 90 лет? Сценической фантазии предшествовала колоссальная работа в архивах. В результате на сцене появятся Маяковский и Школа Айседоры Дункан. Мы увидим приезд в Свердловск Фиделя Кастро и рождение цирка… А еще «Театр в городе», отсылающий к спектаклям-легендам, это и парад музыкальных жанров и стилей: от фолка до рока и техно. На сцене — весь коллектив Музкомедии.

Надежда Басаргина, народная артистка России:

Фото: Полина Зиновьева

— В спектакле я занята в эпизоде «Принцесса цирка»: спектакль-долгожитель идет у нас 34 года! Когда-то играла Теодору, героиню. Сейчас «доросла» (улыбается) до характерных ролей. Вы не представляете, как интересно играть Каролину, звезду ресторана, властную мамочку…

В связи с юбилеем прикинула и сама ахнула: из 90 лет театра служу в нем уже 45 лет!.. Когда пришла в театр, было много классической оперетты. При этом театр называли «лабораторией советской оперетты». Почему? Да потому, что современные авторы, работавшие в жанре, первым делом приносили свои произведения именно к нам. И театр назывался не театром оперетты, а — музыкальной комедии. Понятие шире. Мы развивали свой «легкий жанр». В этом театре он становился многожанровым. Появились мюзиклы, рок-оперы. Появились серьезные спектакли, в основе которых современная тема либо высокохудожественная классика.

Развивается жанр — развиваются и артисты. От актера многое требуется: актерское мастерство, пластика, голос. И есть «в кого» расти. Всегда восхищалась Ниной Александровной Энгель-Утиной: каждое ее слово было слышно в любом уголке зала (а ведь микрофонов не было).

Одно время говорили: оперетта умирает. Ничего подобного! Сегодня мы с удовольствием играем новое прочтение «Сильвы», которую поставил Дмитрий Белов. Сохранена музыкальная часть, либретто, но это так современно. Свежий, небанальный спектакль. И финал — не привычный хэппи-энд, а — по жизни, на раздумье. Получается: и оперетта имеет развитие…

90 лет — возраст мудрости. Но при этом кто скажет, что театр не молод?!

Сергей Смирнов, художест-венный руководитель «Эксцентрик-балета»:

Фото: Полина Зиновьева

— Гений Сафронова привел нас в этот театр. Михаил Вячеславович собирал все хорошее, «что плохо лежит» (смеется). А мы на тот момент уже были золотомасочным коллективом.

Первый большой спектакль — «Парк советского периода», где Кирилл Стрежнев, думаю, просто проверял: может ли эксцентрик-балет встроиться в театр академического жанра?

Эксперимент, мне кажется, был успешным. И в дальнейшем уже сложно представить «Эксцентрик-балет» без Театра музыкальной комедии. Самое важное: коллектив существует как самостоятельный, развивается в своем направлении, и в то же время его корректно, мягко вписывают в проекты театра. В общей сложности, если учесть и концертные проекты, их уже — за 40.

Стрежнев выбирал те проекты, где мы будем уместны. В «Мертвых душах» мы играем на сцене эти самые души, в «Ночь открытых дверей» — беспризорников. Он находил для нас ту краску, что естественна, органична нам.

Это продолжается и сегодня. Заняты в «Декабристах», «Храни меня, любимая»… Сколько себя здесь помню, никакого диссонанса не испытывал ни-ког-да. А ведь мы работаем в Музкомедии уже 20 лет! «Эксцентрик-балет» в театре правильнее назвать танцующие актеры, танцующие актрисы. Средний возраст — 30-35 лет. И любопытно: чем старше — тем интереснее они на сцене. Есть что сказать…

В «Театре в городе» режиссер Нина Чусова провела «Эксцентрик-балет» красной нитью через всё шоу: мы и агитбригадчики, и танцоры в стиле Веры Холодной и немого кино. Мы такие… пластические конферансье.

Михаил Сидоров, художественный руководитель группы «Изумруд»:

Фото: Полина Зиновьева

— В 1995 году мы и родились в этом театре как коллектив. Тогда Музкомедия ставила оперетту «Девичий переполох». Возникла идея: включить в этот жанровый спектакль живой коллектив народных инструментов. Так мы сходу попали в репертуар. В июне пришли — в ноябре уже премьера «Девичьего переполоха». Спектакль дал прежде не знакомое нам ощущение себя артистом на сцене. Не «просто» классические музыканты — мы были скоморохи! Вместе с образом к нам пришли все театральные выразительные средства: свет, мизансцены, костюмы, особая подача звука.

Театр дал нам возможность творчества. Отвечаем взаимностью — нашими программами, которые осмыслены и преподнесены театрально. Театрализованные! Принимаясь за новый проект, всегда думаем: как это будет выглядеть на сцене?

После «Переполоха» были заняты в опереттах «Женихи», «Бабий бунт», «Пастиччо для влюбленных», «Осторожно: бабушки». Из ныне идущих — в спектаклях «Скрипач на крыше», «Маскарад», «Екатерина Великая», «Сильва». С нас и Эксцентрик-балета Сергея Смирнова начинается и «Театр в городе». Приятно, что в спектакль включены два наших авторских произведения — «Шигирский идол» и «Пролетарская».

Светлана Асуева, руководитель Детской вокально-хореографической студии:

Фото: Полина Зиновьева

— Студия представлена в шоу отрывком из мюзикла «Оливер!». «Оливер!» — знаковый для нас спектакль: с него и родилась студия 33 года назад. Под мюзикл и была набрана детская труппа. Не побоюсь сказать: не появилось больше мюзикла, равного по своему масштабу «Оливеру». И потому прекрасно, что мы имеем возможность снова прикоснуться к замечательному произведению Барта.

Дети в театре — удивительное явление. Чем отличается любая детская театральная студия от студии при театре? У нас есть уникальная возможность работать на большой сцене, с профессиональным симфоническим оркестром, профессиональными актерами. И возникает симбиоз: энергетики детской, искрометной, наивной и энергетики взрослого, профессионального актера. Взаимообмен, энергообмен.

Выпускники студии часто говорят: вот и закончилось мое самое счастливое время в жизни. Грустно, конечно. Но театр остается в сердце каждого. Навсегда. Независимо от того, поступил он дальше в театральный институт или начинает работать совсем по другой стезе. Почему так происходит? Театр — не только школа профессии (хотя занимаемся мы много: актерское мастерство, хореография, хор, вокал), театр для детей — это и дом. Отношения педагогов, детей, артистов настолько доверительны, что в детях раскрываются не затронутые ранее уголки души. Ребенок, закончивший студию, будет отличаться от сверстников.

Ирина Кашуба, хореограф, балетмейстер, педагог (Москва):

Фото: Алексей Кунилов

— У меня в этом спектакле номер «Ла-ла-лэнд». Вырвалась на три дня. С Урсуляком идет работа над драматическим спектаклем. Но когда он узнал: Екатеринбург, Музкомедия, Сафронов, который до сих пор дает энергию театру — сказал: «Езжай!».

Идея номера — молодые люди, закончив театральные вузы, едут предлагать себя в разные театры, но стекаются в конце концов именно здесь: город всегда считался мюзикловой столицей России. Начало номера — аэропорт. Финал — молодые дарования у стен Свердловской музкомедии. Аэропорт же — место не только разлук, но и встреч. Люди соединяются, находят свои «половинки». А профессиональный поиск еще больше сближает.

Для меня Свердловская музкомедия — место родное, теплое. Столько здесь сделано, для меня важного — мюзикл «Бернарда Альба», комикс-опера «Микадо», «Казанова», «Эвита». Этот театр — любовь с первого дня. Он позволяет убирать твои внутренние ширмы. Люди открытые, эмоционально честные. В творческой работе это крайне важно: надо понимать — хорошо ли то, что мы делаем.

Уверена: у театра большое будущее. Хочу, чтобы он развивался. Именно поэтому могу все бросить и прилететь.

Ранее главный режиссер театра Нина Чусова рассказала «Областной газете» о театре музыкальной комедии Екатеринбурга, традициях, премьерах и своем желании трудностей.

В Екатеринбурге автобусы заменят трамваи на время ремонта путей

Ремонт трамвайных путей стартовал на улице Сыромолотова в Екатеринбурге. В связи с ограничением движения с 18 по 26 октября направлены дополнительные автобусы...

Денис Паслер сообщил, что летом 2025 года туристы совершили 1,2 млн поездок по Свердловской области

Гости Свердловской области совершили за лето 1,2 млн поездок по городам, природным паркам и заповедникам Среднего Урала. Всего...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также