Значение ведомственных актов региональных органов власти в определении перечня должностей служащих, для которых действуют ограничения на последующее трудоустройство

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Белозерова Кристина Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Замещение отдельных должностей государственной и муниципальной службы влечет определенные ограничения, действие которых не в полной мере прекращается после увольнения со службы. Одним из сохраняющих действие после прекращения службы ограничений является установление особого порядка трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих.

Такой особый порядок представляет собой антикоррупционную меру, направленную на исключение или минимизацию использования служебного положения для достижения личных целей. Основой для установления данных ограничений является статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». Развитие регулирования данного вопроса получило в статье 64.1. Трудового кодекса РФ. Указанными нормативными актами устанавливается, что при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет с момента их увольнения со службы работодатель должен письменно уведомлять нанимателя (работодателя) по месту службы о таком трудоустройстве. Более того, в случае, когда в функции государственного и муниципального служащего входило осуществление управления и контроля в отношении нового работодателя, прием на работу такого бывшего служащего возможен только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Значительная степень ответственности за реализацию описанных антикоррупционных мер возлагается на новых работодателей бывших служащих. При этом вопрос о случаях возникновения соответствующих обязанностей у нового работодателя бывшего служащего является достаточно сложным. Осложняется он прежде всего проблемой установления исчерпывающего перечня нормативных актов, содержащих подлежащие применению ограничения.

Нормы Федерального закона «О противодействии коррупции» и Трудового кодекса РФ отсылают к перечням служащих, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом единый перечень таких служащих в настоящее время отсутствует.

Указ Президента РФ № 925 от 21.07.2010 г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» ориентирует на применение перечня, установленного во исполнение обязанности декларирования доходов Указом Президента РФ № 557 от 18.05.2009 г. Однако пункт 1 Указа Президента РФ № 925 дополнительно допускает определение перечня должностей служащих, реализующих определенные функции, руководителями федеральных государственных органов. В этой связи исполнение предписания работодателем требует не только изучения установленного Указом Президента РФ № 557 перечня, но и поиска соответствующих актов руководителей федеральных государственных органов.

Распоряжением губернатора Свердловской области № 75-РГ от 07.05.2021 г. был утвержден Комплексный план мероприятий органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2021–2024 годы, в котором в качестве одного из мероприятий плана была актуализация перечня должностей служащих, на которых распространяются антикоррупционные ограничения. Во исполнение комплексного плана руководителями федеральных государственных органов соответствующие перечни должностей служащих регулярно пересматриваются и расширяются.

Так, приказом департамента по труду и занятости населения Свердловской области № 355 от 28.12.2023 г. был изменен установленный ранее приказом № 374 от 21.12.2015 г. перечень должностей. Управление архивами Свердловской области приказом № 27-01-25/215 от 26.12.2023 г. внесло изменения в перечень, утвержденный приказом № 27-01-33/72 от 20.04.2015 г. Аналогичные акты приняты департаментом внутренней политики Свердловской области (приказ № 125 от 25.12.2023 г.), управлением социальной политики министерства социальной политики Свердловской области (приказ № 129 от 22.12.2023 г.), министерством образования и молодежной политики Свердловской области (приказ № 638-Л от 20.12.2023 г.), министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (приказ № 1679 от 27.12.2023 г.), департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (приказ № 356 от 08.11.2023 г.), министерством здравоохранения Свердловской области (приказ № 2090-п от 07.09.2023 г.), департаментом ветеринарии Свердловской области (приказ № 49 от 20.02.2023 г.), министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (приказ № 670-П от 28.12.2022 г.), министерством экономики и территориального развития Свердловской области (приказ № 151 от 28.12.2022 г.) и т. д.

Указанные акты, наряду с Указом Президента РФ № 557, подлежат применению для определения обязанности работодателя соблюдать особый порядок приема на работу бывшего служащего. Соответственно, трудоустраивая бывшего служащего, работодателю надлежит проверять наличие и содержание актов руководителей тех органов власти, в которых находился на службе трудоустраивающийся служащий.

Глава свердловской полиции Александр Мешков подвел итоги борьбы с преступностью в поселке Арти

Глава регионального гарнизона полиции Александр Мешков посетил с рабочим визитом ОВД поселка Арти. Он принял участие...

Возможности муниципалитетов по использованию региональных грантов расширил Евгений Куйвашев

Гранты из бюджета Свердловской области, которые ежегодно выделяются территориям, достигающим наилучших показателей развития, по решению губернатора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также