Партитура судьбы: в Екатеринбурге вышла в свет первая биография художника Геннадия Райшева

В залах проекта «Властитель Югры» представили книгу «Симфония художника Райшева» и работы мастера

Место презентации было выбрано предельно точно и знаково — в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в залах проекта «Властитель Югры», где представлена живопись и графика Райшева. Книга и выставка приурочены к 90-летию со дня рождения уникального русско-хантыйского мастера — заслуженного художника РФ, Почетного гражданина Карпинска.

Собственно, благодаря Карпинску и родилась книга «Симфония художника Райшева»: в этом северном городе почти 40 лет жил и работал Райшев и более 20 лет — журналист, писатель Наталья Паэгле. Было личное знакомство, посещение мастерской художника и его выставок, встречи в фольклорных экспедициях, многочисленные интервью. А когда в 2020 году художник ушел из жизни, на семейном совете было решено передать архив человеку, который понимает значимость Слова, необходимость словесной памяти о незаурядном художнике.

— В архиве были, в частности, письма Геннадия Степановича к жене в разные годы, письма художников и писателей к Райшеву, в том числе от известного поэта Ювана Шесталова, — рассказывает Наталья Паэгле. — А письма свидетельствуют не только о человеке, но и атмосфере Времени, которая важна для любого творца. Когда три года назад возникла мысль о книге, то были новые интервью с теми, кто знал Райшева, работал рядом, общался с ним. Была поездка в Югру, где еще при жизни художника была создана художественная галерея его имени (работу Райшева на северном Урале я знала, была свидетелем, а Югра в жизни художника, его работа там были ожидаемым открытием). В книге благодаря разным жанрам, включая редкий нынче эпистолярный, хотелось проследить, как паренек из глубинной хантыйской деревни Сивохребт «через» учебу в Ленинграде, длительную остановку в Карпинске вырастал в самобытного художника с особой миссией — проводника от культуры коренного народа к современному человеку и Космосу. В замысле книги не было претензии на искусствоведческое исследование. Это биографический очерк…

На презентации. Лауреат многих литературных премий Наталья Паэгле с известным косторезом и другом Райшева — Минсалимом Тимергазеевым. Фото: Вадим Осипов

«Очерк» воспринимается как нечто локальное, умещающееся на одной газетной полосе. «Симфония художника Райшева» в несколько сот страниц, да еще большого формата — огромный труд, суммировавший материал для понимания личности уникального художника, его мировоззрения. И труд, действительно, не искусствоведческий. Такие, к слову сказать, были и немало: российское искусствоведение, к счастью, давно поняло творческую самобытность и философский масштаб Геннадия Райшева, поэтому его альбомы выходили. Биографии же до сих пор не было. А ведь истоки любого творчества, его заповеди и кредо, — в линии жизни автора.

На презентации прозвучало несколько писем Геннадия Райшева, вошедших в книгу. И это прекрасная художественная проза, чего бы она ни касалась — подробностей целинного быта в студенческие годы («почта за 35 километров, почтальон не ходит: боится медведей») или лирических признаний («хочется прижать тебя к сердцу, как природу»). Впрочем, высоты и глубина лирики Райшева не удивительны: художник по первому образованию — филолог. Но надо же было соответствовать в книге его уровню. «Симфония…» соответствует.

— На обложке издания — фрагмент знаменитого триптиха Геннадия Райшева «Космос. Время. Судьба человека». Этот сюжет повторяется в творчестве художника, находится в нескольких музеях. И это не единичный случай «повтора», самоцитирования, — комментирует Наталья Паэгле. — Когда я спросила однажды Геннадия Степановича: почему так? — он ответил: сюжет один, но с течением лет я же уже думаю по-другому…

Как и положено изданию о художнике, «Симфония…» богато иллюстрирована — около 200 фотографий разных лет жизни художника, работ Райшева из фондов ЕМИИ, Карпинского краеведческого музея и частных коллекций. Есть ранние академические работы, рисунки из писем художника и работы нетиражированные, а то и вовсе не публиковавшиеся, которые прежде мало кто видел. Популяризируя мир коренных народов Севера, Райшев брал сюжеты из хантыйской и мансийской мифологии, северные сюжеты о рождении мира и его устройстве, фольклорные персонажи, но — никогда не цитировал впрямую. Ни героев, ни предметы. Считал, что для этого есть фотоаппарат. Он обобщал. Схватывал самую суть образа. Возможно, поэтому в его картинах так много знаков и символов. Иные из картин напоминают древние наскальные изображения.

Сотрудник ЕМИИ Наталья Пономарева (слева): «Наталья Паэгле открыла и для нас прежде не известные факты из жизни художника». Фото: Вадим Осипов

— Геннадия Райшева часто называют югорским художником, но он и наш — ярчайший представитель северного Урала, — говорит заведующая сектором отечественного искусства XX–XXI веков ЕМИИ Наталья Пономарева. — Не случайно Государственный художественный музей Югры, запланировавший масштабные мероприятия в честь юбилея художника, предложил открыть их выставкой в Екатеринбурге — ведь когда-то здесь, в Картинной галерее на Вайнера, состоялась самая первая выставка художника. Рады, что презентация «Симфонии художника Райшева» проходит на фоне его картин. Мы посчитали большой удачей совпадение выставки с выходом книги, поскольку, готовя экспозицию, нигде не могли найти информацию о карпинском периоде жизни художника. Теперь она у нас есть. Автор «Симфонии…» делится многими не известными прежде фактами…

Разместившаяся на двух площадках ЕМИИ, выставка «Властитель Югры» включает 134 произведения из наследия Геннадия Райшева. Многие демонстрируются впервые. В масштабной экспозиции — четыре темы: югорская, русская, военное детство и тема бесконечности, бесстрастности Вселенной, в которую встроен одинокий, но яркий островок — наша планета. Скажу прямо: если путешествовать по выставке в одиночку, можно «считать» райшевскую живопись и графику только эмоционально. Но многие знаки и символы художника-философа Райшева достойны расшифровки, «перевода». И вот тут лучше — либо подгадать к экскурсии, либо… открыть книгу-очерк «Симфония художника Райшева».

Презентация «Симфонии художника Райшева», первой биографии выдающегося художника, прошла в залах проекта «Властитель Югры». Фото: Вадим Осипов

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что Светлана Лаврова стала героиней российского проекта «Живая классика».

Опубликовано в №180(9991) от 16 августа 2024 года.

Двое свердловчан стали лауреатами российской театральной премии «Легенда»

В Москве, в рамках Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», состоялось торжественное вручение премии «Легенда», которая учреждена...

Новоуральский пловец Савелий Лузин выиграл чемпионат России и отобрался на мировое первенство

В Санкт-Петербурге стартовал чемпионат России на короткой воде (в 25-метровом бассейне). В первый соревновательный день золотую медаль в копилку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также