преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за взяточничество: за получение, дачу и посредничество во взяточничестве (статьи 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ)
а также за получение, передачу и посредничество в коммерческом подкупе (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ).
В качестве взяткополучателя могут выступать:
• должностные лица (признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных
им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления,
в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
• лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции
в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
Вымогательство взятки усиливает общественную опасность взяточничества и повышает пределы ответственности должностного лица. За получение взятки должностным лицом, совершенное с вымогательством, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. За получение коммерческого подкупа, совершенное с вымогательством, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от одного миллиона
до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года
до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве
и об иных коррупционных преступлениях» понимает вымогательство взятки в двух значениях:
• требование взяткополучателя дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица;
• заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
При вымогательстве в виде угроз не имеет значения, была ли у взяткополучателя реальная возможность осуществить указанную угрозу. Определяющим является тот факт, что у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
При вымогательстве в виде создания условий, при которых лицо вынуждено передать взятку (подкуп) с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов, взяткополучателем могут быть намеренно нарушены установленные законом сроки рассмотрения обращений граждан, созданы препятствия
для получения бланков заявлений и т. п.
Угрозы или создание условий, при которых лицо вынуждено передать взятку (подкуп) с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов, может осуществлять как сам взяткополучатель,
так и иные лица с его согласия или по его указанию. Такие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве или коммерческом подкупе (ст. 291.1 УК РФ и 204.1 УК РФ).
При этом вымогательством признаются деяния, создающие угрозу причинения вреда только правоохраняемым (законным) интересам. Угроза со стороны взяткополучателя совершить законные действия, хотя и ущемляющие интересы, не является вымогательством. Например, не может быть квалифицировано как вымогательство угроза приостановить деятельность организации, в которой выявлены существенные нарушения, угроза провести налоговые проверки предприятий, угроза привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений.
Также не является вымогательством взятки угроза незаконным интересам, например, угроза сообщить о совершенном лицом преступлении, угроза изъять имущество, похищенное у иных лиц и т. п.
Лицо, давшее взятку или передавшее коммерческий подкуп несет уголовную ответственность по статьям 204 и 291
УК РФ. Согласно примечаниям к статьям 204 и 291 УК РФ, лицо, давшее взятку (подкуп), в отношении которого имело место вымогательство взятки со стороны взяткополучателя, освобождается от уголовной ответственности.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных
с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве», деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены
от уголовной ответственности на основании указанных примечаний к статьям 204 и 291 УК РФ. Вместе с тем деньги
и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, вымогавшего взятку (коммерческий подкуп), возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.
а также за получение, передачу и посредничество в коммерческом подкупе (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ).
В качестве взяткополучателя могут выступать:
• должностные лица (признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных
им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления,
в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
• лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции
в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
Вымогательство взятки усиливает общественную опасность взяточничества и повышает пределы ответственности должностного лица. За получение взятки должностным лицом, совершенное с вымогательством, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового. За получение коммерческого подкупа, совершенное с вымогательством, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от одного миллиона
до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года
до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве
и об иных коррупционных преступлениях» понимает вымогательство взятки в двух значениях:
• требование взяткополучателя дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица;
• заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
При вымогательстве в виде угроз не имеет значения, была ли у взяткополучателя реальная возможность осуществить указанную угрозу. Определяющим является тот факт, что у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
При вымогательстве в виде создания условий, при которых лицо вынуждено передать взятку (подкуп) с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов, взяткополучателем могут быть намеренно нарушены установленные законом сроки рассмотрения обращений граждан, созданы препятствия
для получения бланков заявлений и т. п.
Угрозы или создание условий, при которых лицо вынуждено передать взятку (подкуп) с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов, может осуществлять как сам взяткополучатель,
так и иные лица с его согласия или по его указанию. Такие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве или коммерческом подкупе (ст. 291.1 УК РФ и 204.1 УК РФ).
При этом вымогательством признаются деяния, создающие угрозу причинения вреда только правоохраняемым (законным) интересам. Угроза со стороны взяткополучателя совершить законные действия, хотя и ущемляющие интересы, не является вымогательством. Например, не может быть квалифицировано как вымогательство угроза приостановить деятельность организации, в которой выявлены существенные нарушения, угроза провести налоговые проверки предприятий, угроза привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений.
Также не является вымогательством взятки угроза незаконным интересам, например, угроза сообщить о совершенном лицом преступлении, угроза изъять имущество, похищенное у иных лиц и т. п.
Лицо, давшее взятку или передавшее коммерческий подкуп несет уголовную ответственность по статьям 204 и 291
УК РФ. Согласно примечаниям к статьям 204 и 291 УК РФ, лицо, давшее взятку (подкуп), в отношении которого имело место вымогательство взятки со стороны взяткополучателя, освобождается от уголовной ответственности.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных
с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве», деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены
от уголовной ответственности на основании указанных примечаний к статьям 204 и 291 УК РФ. Вместе с тем деньги
и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, вымогавшего взятку (коммерческий подкуп), возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.