Даже если вы влегкую цитируете кино-Мюнхгаузена (слова Горина, интонации Янковского), даже если вы с детьми до порванных страниц зачитали книжечку Распе о безбашенном бароне, придите взглянуть на него в театре. И вовсе он не lugen-baron (нем.), барон-враль. Он одинок, местами обидчив. Может, поэтому так хочет рассказать о своих приключениях, но главное — чтобы ему поверили.
«Невероятные приключения барона Мюнхгаузена» — моноспектакль. Жанр — испытание для любого актера. В театре кукол — тем более, ведь надо сыграть за себя, легендарного барона, «оживить» всех своих кукольно-мультяшных партнеров. Да еще и «раскачать» зал до искреннего диалога, потому что в истории, которую предлагает театр, главные партнеры героя — зрители, а главная движущая сила всех приключений — их фантазия, воображение.
Понятно, что мультяшных героев — льва, волка, медведя, большую рыбу — театр приготовил заранее, но спектакль выстроен так, что для начала то и дело предлагает юным зрителям пофантазировать вместе с бароном. «Видели вы когда-нибудь волка?» Конечно! И из зала — многочисленные эпитеты про то, каким может быть волк. Серый, страшный, большой. То, что подсказывают зрители, визуализируется на сцене. Но… не так уж и страшно. Чтобы такой грустный волк проглотил коня барона Мюнхгаузена, путешествующего по России? Не может быть! Добавляем фантазии. И вот уже волк зубастый, и шерсть дыбом, и пасть огромная. Уже даже верится в эту невероятную историю. А, собственно, этого театр и добивается. Подвижной, талантливой фантазии и со-участия (автор инсценировки и режиссер-постановщик Светлана Озерская).
И если вначале непредсказуемый всякий раз зал приходится, действительно, «раскачивать», включать в диалог, то потом уже — не остановить. Вместе с бароном Мюнхгаузеном зрители легко перемещаются из России на Аляску, с Аляски — в Африку, побеждают волка, убегают от льва, спасаются-выплывают из брюха гигантской рыбы. Причем удовольствие от этой игры получает не только детвора, но и родители. Вспоминают детство, включают свою фантазию.
Создатели спектакля взяли в контекст малоизвестные истории про барона Мюнхгаузена. Ходовые, известные — про полет на ядре, историю про полконя, оленя с вишневым деревом на голове или как барон вытащил себя из болота за косичку — они упоминают. Образно говоря, через запятую. В отдаленных воспоминаниях Мюнхгаузена. Зачем же, считают авторы спектакля, ходить на известную территорию? Жизнь Мюнхгаузена (между прочим, реального персонажа!) настолько богата, что всегда найдется о чем еще рассказать. Вот спектакль и рассказывает. К тому же малоизвестные сюжеты — более плодородная почва для зрительских фантазий. Тут всё в новинку.

Кажущийся наивным ход режиссера и театра на самом деле — следствие серьезных эмоциональных проблем общества. Театр, как это часто бывает, первым замечает их и старается помочь.
— У современных детей есть всё. Не надо ни к чему прикладывать усилий. А вот попробуйте из ничего придумать мир, поверить в него, заставить поверить других, — размышляет Антон Нестеренко, один из исполнителей роли Мюнхгаузена. — Как раньше было? Взяли палку — и вот тебе и лошадка, и ружье, и штанга, и шпага. Сейчас, к сожалению, этого мало. А ведь мы всё в принципе умеем и приукрасить, и нафантазировать. Не наврать! Это плохо. Нафантазировать! Это замечательно. Говорят: взрослому надо время от времени вспоминать в себе ребенка. Детям, наверное, стоит находить в себе барона Мюнхгаузена. И хорошо, если юные зрители начнут подключаться к этому, захотят, образно говоря, из простой «палки» построить «замок»…
Символично, что на протяжении всего спектакля барон Мюнхгаузен «весь в белом». Не образно, а буквально. Белый камзол, кюлоты, треуголка, сапоги. Ой, нет, не сапоги — домашние тапочки. В них разгуливает фантазер-барон. Даже в Арктике и Африке. Камзол же, перепоясанный на талии, напоминает домашний халат. Театр делает историю в лаконичной, монохромной декорации (художник — Андрей Запорожский) и словно намекает: достаточно одного белого цвета, чтобы с помощью фантазии наполнить его всеми красками. И домашние шлепанцы, которые вроде бы не вписываются в офицерский костюм, на самом деле — деталь говорящая. Про то, что можно пережить невероятные приключения и не выходя из дома. Да-да, в домашнем халате, с чашечкой чая можно побывать и в северной России, и в Африке, и в желудке у рыбы, и на Аляске. Даже на Луне. Лишь бы не подвела фантазия, не изменило воображение.
— Мы хотим показать нашим зрителям, что с помощью фантазии можно путешествовать в любые миры, вплоть до Луны. Это такой урок от барона Мюнхгаузена, — говорит режиссер Светлана Озерская. — Помните: в финале спектакля он предлагает зрителям: если вы попадете в сложную и даже безвыходную ситуацию, нафантазируйте меня, и я помогу вам выйти из нее победителем. Хотелось бы, чтоб и дети, и взрослые зрители уходили из театра с абсолютной верой в это…
Все зрители расходятся со спектакля с маленькими презентами — посланиями-советами от барона Мюнхгаузена. Откуда? С Луны. Куда? На Землю. Кому? Тебе. У меня совет оказался такой: «Даже полконя лучше, чем совсем без коня». Согласитесь: такое убедит самого ярого скептика. Интересно: а что у других?

Ранее «Областная газета» писала о том, что Серовский инклюзивный театр покажет кукольный спектакль на московском фестивале «Первые шаги».
Опубликовано в №44 (10151) от 4 марта 2025 года.