Мудрец с душою ребенка: в «Главном проспекте» открылась выставка памяти Зураба Церетели

Помощь в создании экспозиции оказали Российская Академия художеств и Дом народов России

На одной из картин выставки, среди любимых Зурабом Церетели подсолнухов, — голубой тигренок, мягкая игрушка. Не причуда мастера. Не случайность. Говорят, художнику часто дарили мягкие игрушки, в доме была целая коллекция их… Выставка, что открыта Международным центром искусств «Главный проспект» и Российской Академией художеств при поддержке Дома народов России, представляет как ожидаемого, так и неожиданного в своих пристрастиях Мастера.

«Зураба Церетели по масштабам и выразительности его творчества можно сравнить только с Гауди, хотя кто из них больше любит и выражает в своих творениях природу — большой философский вопрос, — сказал на открытии учредитель „Главного проспекта“ Олег Гусев. — Почему такое название у выставки? Когда в детстве Зураб жил с бабушкой, вокруг было много подсолнухов. Еще тогда, в детстве и отрочестве, он почувствовал: надо понять и воссоздавать природу в скульптуре, живописи…»

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Даже те, кто не знает в подробностях творчества Зураба Церетели, знают его самого. Как личность, как человека мира. Он масштабен. Во всем. Его профессиональный статус — советский, российский и грузинский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог, с 1997-го и до последних дней — президент Российской академии художеств (а ведь ему уже был 91 год), Посол доброй воли ЮНЕСКО. Его признание — звания Героя Социалистического Труда, народного художника России. Он — лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Что касается собственно творчества, Зураб Церетели — автор более 5 000 произведений скульптуры, живописи, графики, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно). Более 5 000! Это даже представить сложно… Только как художник-монументалист — только в этой ипостаси! — он известен как автор оформления ряда крупнейших учреждений: от Ленинского мемориала в Ульяновске до Дворца профсоюзов в Тбилиси и Новой сцены Большого театра в Москве. Даже люди, далекие от искусства, знают его, пожалуй, самую известную из скульптурных работ — памятник Петру I в Москве. А есть еще «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, «Рождение нового человека» в Севилье, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне…

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Работы Церетели не раз критиковали — например, того же скульптурного Петра I или монумент «Дружба навеки» в Москве. Отмечали избыточный пафос и чрезмерную экспрессивность, вложенные в образы героев, писали о спорных моментах в эстетике: эклектика, китч, игра с масштабом… Но общеизвестно: наши «как бы недостатки» часто — продолжение наших достоинств. А потому — сама была свидетелем: в музей-мастерскую Зураба Церетели, что с 1993 года открыта в Москве, «не зарастает народная тропа». И как ни вспомнить высказывание великого Пикассо о его впечатлениях после встречи с Зурабом Церетели: «Я вижу в нем будущего великого живописца. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму».

Вот это редкое, восторженное чувство цвета и манящая, приятная пластичность формы — на выставке в «Главном проспекте». Она охватывает более 30 лет творческого пути художника, объединяет работы серий «Листы из альбома», «Мудрец», «Раскопки», «Мастера», «Горожане». И все же акцент сделан на серии «Я садовником родился».

«То, что Зураб Константинович делал в своем творчестве, создавало как бы сад красоты, — говорит Василий Церетели, президент Российской академии художеств. — Правда, началось все с такого переживания. Его первую дипломную работу не приняли в академии художеств, сказали: это — импрессионизм. За десять дней, чтоб сдать на диплом, надо было написать другую работу. Нарисовал спортсмена, получил пятерку. Этот период мастера в юбилейном альбоме, ему посвященном, мы назвали „Поиск стиля“. Но, как показало дальнейшее, он вовсе не отказался от „импрессионизма“ — передачи личных впечатлений и настроений. В его картинах много подсолнухов — это солнце, это радость. Через это он передавал душу Грузии. Подсолнухи — любимейшая из тем. Часто героями картин становились и игрушки. Он очень любил их. Вот этот голубой тигренок — в его мастерской. Он всегда писал с натуры. Цветы — тоже. Всегда быстро, с порывом старался передать первую эмоцию…»

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Бесспорная изюминка проекта — что в экспозиции представлены многие направления творчества мастера: живописные полотна, графика, произведения в технике горячей эмали, скульптурные композиции. По словам Василия Церетели, внука художника, посещение мастерской Пикассо, который работал в разных техниках, стало для Зураба Константиновича мощным импульсом. Он понял: и ему важно работать в разных материалах — мозаика, керамика, чеканка, краски, бронза. Поэтому уже первые посетители «сада Церетели» с любопытством рассматривали и многочисленные сочно-желтые подсолнухи, и не лишенные иронии «зарисовки» в объемной, перегородчатой эмали, и бронзовую серию «Горожане». Кстати, помните упрек мастеру, что он работает только с большими объемами. Не только! Среди «Горожан», конечно, представлен и большой гончар, но есть и очень-очень небольшие скульптуры. Совсем неожиданна и удивительна графика. На любом совещании, любой встрече Зураб Церетели всегда делал зарисовки. Даже образ будущего монумента рождался сначала в рисунке, графике. И, вообще, мало кому известный факт — начинал-то Церетели иллюстратором грузинского журнала «Крокодил», здесь были опубликованы первые его работы.

Последние же, свидетельствуют близкие художника, он создавал за несколько дней до ухода из жизни. И до последнего думал о приобщении к «саду творчества» детей. Любил их, несколько раз в неделю проводил для них мастер-классы — совершенно безвозмездно. Потому логичным сопровождением выставки стал большой мастер-класс воспитанников художественных школ, значимость которого — в масштабах не только региона, но и России — отметили на открытии заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин и директор Дома народов России Анна Полежаева.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

«Многие, кто знал Зураба Константиновича, уже поймали себя на ощущении: он словно присутствует среди нас, — сказала Анна Полежаева. — Незримое присутствие Мастера обусловлено тем, что в этом проекте, в мастер-классе для юных художников мы воплощаем „17 традиционных ценностей России“, объявленных Президентом РФ. Гуманизм, созидание, милосердие — мы обычно говорим о них нашим детям. А когда открываем такую выставку — можем показать. Тот мастер-класс, что мы проводим в Екатеринбурге вместе с Российской академией художеств, призван объяснить на простом детском языке высокие гражданские понятия. Он вызвал очень большой интерес, и скоро во всех уголках нашей многонациональной страны талантливые, одаренные дети присоединятся к мастер-классу „Ценности моего региона“…»

Пока на мастер-классе юные уральцы воплощали в конкретных художественных образах непреходящие ценности жизни, взрослые аплодировали еще одному чрезвычайному и радостному факту: президент Российской академии художеств Василий Церетели вручил учредителю Международного центра искусств «Главный проспект» Олегу Гусеву звание почетного члена Российской академии художеств.

Эксклюзивно для «ОГ»

— Одна из серий работ Зураба Церетели называется «Мудрец». Он и сам был мудрецом по возрасту, национальной ментальности. Остались ли в вашей памяти фразы, которые выражали бы его жизненное кредо или кредо художника?

— Не фразы — сама жизнь, — ответил Василий Церетели, внук художника. — Этот человек не знал плохого настроения. Не было такого: сегодня не хочется, устал, не могу… Лень — не про него. Трудоголик, он вставал утром и работал. Все время. Даже если кто-то обидел, что-то написали плохое — он не помнил этого. Всегда начинал утро с хорошего настроения. Негатив не прилипал к нему. Всегда — с открытой душой. Только добро, только любовь. И труд. Он писал картины за пять дней до ухода.

— При том огромном количестве работ, что он сделал, возникает вопрос: как такое возможно? Где-то в фильме он отвечал: «Закончил одну работу, тут же берусь за другую». Так и было?

— Иные художники создали одну работу и всю жизнь ею гордятся. Зураб Константинович говорил: «Надо быть прорабом. Рабочим, трудягой». И действительно, одну работу заканчивал — и сразу же думал на пять шагов вперед. Рождалась идея следующей. Во многих его графических рисунках видишь идеи новых проектов. Он был ищущий художник. Всегда. Как ребенок. Так и говорил: «Надо оставаться ребенком. Возраст для художника не существует». До последнего времени был в поисках. И никогда не смотрел на то, что было сделано вчера. Только вперед…

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась передвижная выставка «Без срока давности».

В Екатеринбурге открылся новый центр помощи детям-инвалидам

Новый центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам «Эврика» начал работу в Академическом районе Екатеринбурга....

Архитектор российского права: в Екатеринбурге открыли памятник одному из авторов Конституции и Гражданского кодекса РФ Сергею Алексееву

В Уральском государственном юридическом университете имени В. Ф. Яковлева состоялось торжественное открытие памятника известному правоведу, одному из авторов...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также