Особенные дети бывают успешны в спорте, например, в фигурном катании. Я бы в это, может, не верила, но знаю наверняка. Дело в том, что мой папа, Дмитрий Лихачев, тренер по фигурному катанию екатеринбургской школы № 1, 13 лет посвятил адаптивному спорту и работе с особенными детьми.
Свою работу с нейроотличными детьми он начал в 2012 году, когда уже имел тренерский опыт. Стоит отметить, что термин «нейроотличный» объединяет обозначения различных расстройств аутистического спектра. У нейроотличных детей особое восприятие, мышление и поведение.
Как признается тренер, ключевое отличие в тренировках с такими ребятами — необходимость повышенного внимания к эмоциональному состоянию детей, которые быстрее устают. Поэтому занятия проходят в малых группах, а программы строятся с учетом индивидуальных способностей каждого спортсмена.
«Элементы фигурного катания никак не меняются, но программы для особенных детей легче. Также учитываются индивидуальные способности атлетов. Никто не заставит не прыгающего в один оборот прыгать четыре», — поясняет принципы своей работы Дмитрий Лихачев.
Важнейшим аспектом тренер называет инклюзию, когда на льду одновременно занимаются и нейротипичные, и нейроотличные дети. По его словам, дети без особенностей зачастую даже не догадываются, что у их товарищей есть диагноз, так как внешне их не отличить. Например, в прошлом учебном году у него тренировался девятиклассник в группе с ребятами из 3-5-х классов. Ему было там комфортнее и спокойнее. Такое взаимодействие крайне полезно для социализации. Яркий пример — парное катание, где один партнер может быть с диагнозом, а другой — нет.
Самый большой страх в инклюзивном спорте для спортсмена — выйти на большой каток и выступить на соревнованиях. Здесь важную роль играет поддержка наставника. Несмотря на диагноз, воспитанники Лихачева добиваются серьезных успехов, становились призерами и победителями городских, областных и даже международных соревнований, таких как Всемирные специальные Олимпийские игры.
Тренер подчеркивает пользу спорта для развития координации, фантазии и эмоциональной разрядки.
«Каждый тренер хочет вырастить чемпиона, но моя цель — помогать нейроотличным детям социализироваться. Я хочу, чтобы они занимались, развивались, учились чему-то новому, чтобы как можно больше детей смогли попробовать себя на льду и раскрыть свои таланты», — делится Дмитрий Лихачев.
В группы по фигурному катанию в екатеринбургской школе № 1 он набирает ребят с 5-го класса. Зимой обучение проходит на открытом льду, а осенью и весной спортсмены занимаются общей физической подготовкой в зале.
Его опыт доказывает: инклюзивный спорт — это реальная практика. Она меняет жизни детей, открывая для них новые возможности на льду и за его пределами.
Николетта Лихачева, студия «Соль», г. Екатеринбург
Ранее «Областная газета» писала о том, что за обитателями Екатеринбургского зоопарка ухаживают юные биологи.