— Для многих Леонид Ярмольник — комик («Трудно быть богом», к сожалению, мало кто видел). Почему позвали его на трагическую роль доктора, который понимает, что дело врачей набирает обороты и вот-вот его арестуют?
— Никаких сомнений не было. Я его видел во многих спектаклях и фильмах и сразу эту роль писал на Ярмольника, других вариантов не было.
— В Вашем последнем советском фильме «Верой и правдой» Нонна Мордюкова играет жительницу коммуналки, которая произносит как заклинание: «Мы же метростроевцы, мы все одна семья!». А в фильме «За нас с вами» один из главных персонажей (он, кстати, и провозглашает тост «За нас с вами!») — метростроевец, и он говорит человеку, которого принимает на работу, хотя тот побывал в плену (страшное клеймо для 1952 года): «Это метрострой!» У Вас с метростроем что-то личное связано?
— Про фильм «Верой и правдой» — удивили, я не помню, что там говорила Мордюкова… Знакомых метростроевцев у меня нет, но я москвич, а для каждого москвича метростроевцы — особенные люди.
— Вы в эвакуации во время войны жили в Копейске в Челябинской области. Остались какие-то воспоминания?
— Какие могут быть воспоминания — меня в Копейск привезли, когда мне года не было. А вернулись в Москву, когда мне было год с лишним. Какие уж тут воспоминания. Но не забуду, что Урал нас в войну приютил.
— Многие зрители говорят, что «За нас с вами» — очень актуальный фильм, он аукается с сегодняшним днем. Но кинематограф — искусство громоздкое. Вы же не могли знать, что будет сегодня, когда писали сценарий?
— Съемки начались 8 февраля 2022 года. Значит, я начал писать сценарий за полтора года до этого. Не мог знать, да.
— Вы изначально снимали для интернет-платформ?
— Нет, для проката. Но когда мы прокатчикам показали фильм, все отказались. Не знаю, что такое ужасное они там увидели — никто в кинотеатре не решился показывать. Зато в интернете взяли сразу три кинотеатра, и огромное количество просмотров.
— Когда фильм начали смотреть, развернулись дискуссии: а кто из жильцов коммуналки донес на врача, а кто — на профессора? Мне-то кажется, что тут не соседи сработали…
— Да, это были плановые массовые аресты.
— Еще одна версия. Потрясающий Александр Кузнецов с гипнотизирующими голубыми глазами, офицер МГБ. Он на самом деле полюбил главную героиню или цинично охмуряет ее, чтобы затащить в постель? Что она в него влюбилась, нет ни малейших сомнений. А он?
— И он. Я снимал фильм о любви, которая нас спасет. Он не циник, не подлец. В МГБ разные люди служили. Вот этот — человек, он не притворяется.
— В 1970-е Вы снимали про «здесь и сейчас». Ваши три фильма уже нового времени («Жила-была одна баба», «Француз» и «За нас с вами») — история. Вы боитесь прикасаться к современности?
— Мне уже поздно снимать про современность. То, что Вы называете «историей» — моя жизнь, 1950 годы. А про современность должны снимать современники, а не я.
Ранее «Областная газета» публиковала рецензию Андрея Кулика о кукольном спектакле о 300-летии Столицы Урала.