В столице Урала представили фильм «Дмитрий Соломирский. История меценатов России» (режиссеры Юрий Дёмин и Марина Казнина, кинокомпания «Екатеринбург-фильм»).
Жанр картины, снятой при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, определен создателями как документально-экспериментальный. Это действительно, так сказать, смешанная техника. Основной массив — черно-белые стилизации под кинохронику начала прошлого века.
Дмитрий Соломирский, удивительный человек, уральский заводчик, меценат, покровитель искусств, сам писавший романсы (они в фильме звучат), фотограф, орнитолог и прочая, и прочая, работает, встречается с рабочими, водит экскурсии по музею, пишет мемуары и письма. В роли Дмитрия Павловича — Виталий Краев, замечательный актер театра и кино, снимавшийся, например, у классика советского кинематографа Ярополка Лапшина («Уснувший пассажир», «На полпути в Париж»), у Владимира Макеранца («Привет, Малыш!»), в сериалах «Дело было в Гавриловке» и «Важняк». Его Соломирский получился человеком глубоким, разносторонним и без капли чванства. Драматическая страница в его судьбе — рабочие во время первой русской революции стали бузить, забыли о всем добром, что он делал для них и их семей, и хотели убить приказчика. Дмитрий Павлович приказчика спас, но вскоре в него стреляли. Пуля прошла мимо, но разочарование в рабочих, которых он считал своими близкими людьми, было очень болезненным. Виталий за кадром читает письмо Соломирского об этих событиях почти спокойно, но чувствуется, какого труда стоило герою фильма взять себя в руки.
Рассказано о роли Соломирского в развитии Полевского, Северского и Сысертского заводов (там же, разумеется, и снимали, есть возможность сравнить старые фотографии и сегодняшние виды). Очень сентиментальный момент — история концертного зала Маклецкого и создания музыкального училища. Историки считают, что если бы не музыкальные классы, организованные Дмитрием Павловичем, столичные власти могли бы отдать предпочтение Перми, но музыкальные классы перевесили, училище открылось в Екатеринбурге.
Зал Маклецкого открылся в 1900 году. Соломирский им любуется и думает: интересно, как тут всё будет через сто лет? И вдруг черно-белое изображение становится цветным и меценат заходит в зал, где убеждается, что и в 2023 году один из лучших концертных залов России сохраняет свои уникальные акустические характеристики. Потомки бережно сберегли наследие предков…
Конечно, этот фильм — не для широкого проката. Но уже есть планы показать его (и не один раз) в музыкальном училище, да и в местах съемок — непременно. А там, может, и областное ТВ заинтересуется. Мы стоим на плечах атлантов, которые создавали нашу культуру: без памяти о них — никуда.
Ранее «Областная газета» писала о том, какие фильмы можно посмотреть с семьей в новогодние праздники.
Опубликовано в № 6 (9817) от 15 января 2024 года.