Екатеринбургский музей изобразительных искусств подготовил экспозицию в честь 300-летия города

К юбилею города Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) подготовил большую экспозицию «Екатеринбург: маршрут художника». В проект вошли работы 65 авторов, в разное время запечатлевших город, в котором жили и творили. Всего на выставке представлено 130 произведений живописи, графики и скульптуры.

— Естественно, мы не могли безучастно наблюдать за юбилеем нашего города. Да, на протяжении всего года мы представляли проекты, связанные с этой темой — обменные выставки с Нижним Новгородом, Пермью, специальные проекты Государственного Эрмитажа, подготовленные эксклюзивно для нас, — к примеру, «Столичная панорама». Но хотелось, чтобы все-таки появилась отдельная экспозиция, связанная с восприятием того места, где мы живем, которое очень любим. Мы представили город глазами мастеров, чьи работы находятся в нашей коллекции, — говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

На этой картине изображен один из самых известных архитекторов Екатеринбурга Константин Бабыкин. Фото: Полина Зиновьева

На открытии экспозиции кураторы не раз акцентировали внимание на том, что не ставили перед собой задачу показать город с хронологической точки зрения. И это действительно так, логика выставки совсем другая. Перед нами «нарядные маршруты» разных лет, знаковые места, отдельно раскрыты индустриальная и архитектурная темы, а сквозная линия выставки посвящена горожанам — художникам, которые в разные годы визуализировали Свердловск-Екатеринбург и которые сами со временем стали городскими достопримечательностями.

Фото: Полина Зиновьева

Открывается экспозиция сопоставлением трех разных произведений — гравюры «Вид города Екатеринбурга» (1783) Луи Николя де Леспинаса, картины «Набережная Рабочей молодежи вечером» (1935) Александра Давыдова и полотна «Город» (1965) Германа Метелёва. Что касается гравюры — единственной исторической «реликвии» в экспозиции, то ее автор французский художник-путешественник. Он изобразил пока еще уездный город Пермской губернии, который только начинает проявлять свои черты, обозначая заводскую, индустриальную ипостась.

Фото: Полина Зиновьева

Продолжается производственная тема индустриальными трансформациями 1930 годов: на полотнах изображены масштабные стройки. Так, у зрителя есть возможность сравнить мост через реку Исеть: первый вариант еще на стадии строительства, сюжет запечатлел Борис Цветков в первой половине 1930-х, второй вариант появился 50 годами позже — новый вид моста представил Анатолий Калашников. В этом же ряду еще одно историческое событие — открытие трамвайного парка в Свердловске, его запечатлел Иван Слюсарев в 1930 году.

Портреты Зои Малининой и Германа Метелёва кисти Миши Брусиловского. Фото: Полина Зиновьева

Если говорить об архитектурном облике Свердловска-Екатеринбурга на выставке, то перед зрителями предстают визуальные символы города: это, к примеру, «Городок чекистов» (1935) Бориса Цветкова, Думаем, многие удивятся тому, как выглядел строящийся объект — на первом плане многоэтажного здания изображена запряженная лошадка, вероятно, подвозившая сюда стройматериалы. Здесь же можно увидеть картины «Свердловск. Круглый дом, Гостиница «Исеть» (1943) Александра Лопухина, «Здание Главпочтамта утром» (2002) Юрия Буданова, «Юго-восточный фасад Белой башни на закате» и «Северо-восточный фасад Белой башни зимой» (2017) Геннадия Власова и т. д.

Гравюра XVIII века «Вид Екатеринбурга». Фото: Полина Зиновьева

Перечислять любопытные события и ракурсы города можно долго, Свердловску-Екатеринбургу посвящены сразу три зала.

— На самом деле мы рассчитывали показать еще больше работ, в запасе у нас осталась где-то треть от представленного на выставке. Но надо сказать, что хотя бы по одному произведению художников, которых нам хотелось представить, в экспозиции разместить удалось, — отмечает Тамара Галеева, заведующая сектором русского искусства, куратор проекта.

Куратор выставки Тамара Галеева. Фото: Полина Зиновьева

И третью часть выставки, на которой вы увидите большое количество портретов известных художников, директор ЕМИИ ласково назвал «творческим беспорядком». С полотен смотрят такие разные авторы — архитектор Константин Бабыкин, художники Герман Метелёв, Миша Брусиловский, Александр Лысяков, Евгений Малахин и другие. Все вместе они будто затеяли бурную беседу — обсуждают искусство, нас — зрителей и, конечно, любимый город.

Знаменитые горожане 1978 года, из коллекции ЕМИИ. Фото: Полина Зиновьева

Не обошлось в этой части экспозиции без знаменитых «Горожан» Андрея Антонова — уменьшенной копии городской скульптуры, где сошлись три художника: Метелёв, Волович, Брусиловский. Но формулировка про копию, конечно, неверная. Эти небольшие произведения, находящиеся в коллекции ЕМИИ, созданы в 1978 году и были вполне самостоятельными портретами, но кураторы их совместили, поскольку так екатеринбуржцам их воспринимать привычнее.

Выставка будет работать до 22 октября.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в галерее «Главный проспект» представили одноименную работу к юбилею Екатеринбурга.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также