— Естественно, мы не могли безучастно наблюдать за юбилеем нашего города. Да, на протяжении всего года мы представляли проекты, связанные с этой темой — обменные выставки с Нижним Новгородом, Пермью, специальные проекты Государственного Эрмитажа, подготовленные эксклюзивно для нас, — к примеру, «Столичная панорама». Но хотелось, чтобы все-таки появилась отдельная экспозиция, связанная с восприятием того места, где мы живем, которое очень любим. Мы представили город глазами мастеров, чьи работы находятся в нашей коллекции, — говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
На открытии экспозиции кураторы не раз акцентировали внимание на том, что не ставили перед собой задачу показать город с хронологической точки зрения. И это действительно так, логика выставки совсем другая. Перед нами «нарядные маршруты» разных лет, знаковые места, отдельно раскрыты индустриальная и архитектурная темы, а сквозная линия выставки посвящена горожанам — художникам, которые в разные годы визуализировали Свердловск-Екатеринбург и которые сами со временем стали городскими достопримечательностями.
Открывается экспозиция сопоставлением трех разных произведений — гравюры «Вид города Екатеринбурга» (1783) Луи Николя де Леспинаса, картины «Набережная Рабочей молодежи вечером» (1935) Александра Давыдова и полотна «Город» (1965) Германа Метелёва. Что касается гравюры — единственной исторической «реликвии» в экспозиции, то ее автор французский художник-путешественник. Он изобразил пока еще уездный город Пермской губернии, который только начинает проявлять свои черты, обозначая заводскую, индустриальную ипостась.
Продолжается производственная тема индустриальными трансформациями 1930 годов: на полотнах изображены масштабные стройки. Так, у зрителя есть возможность сравнить мост через реку Исеть: первый вариант еще на стадии строительства, сюжет запечатлел Борис Цветков в первой половине 1930-х, второй вариант появился 50 годами позже — новый вид моста представил Анатолий Калашников. В этом же ряду еще одно историческое событие — открытие трамвайного парка в Свердловске, его запечатлел Иван Слюсарев в 1930 году.
Если говорить об архитектурном облике Свердловска-Екатеринбурга на выставке, то перед зрителями предстают визуальные символы города: это, к примеру, «Городок чекистов» (1935) Бориса Цветкова, Думаем, многие удивятся тому, как выглядел строящийся объект — на первом плане многоэтажного здания изображена запряженная лошадка, вероятно, подвозившая сюда стройматериалы. Здесь же можно увидеть картины «Свердловск. Круглый дом, Гостиница «Исеть» (1943) Александра Лопухина, «Здание Главпочтамта утром» (2002) Юрия Буданова, «Юго-восточный фасад Белой башни на закате» и «Северо-восточный фасад Белой башни зимой» (2017) Геннадия Власова и т. д.
Перечислять любопытные события и ракурсы города можно долго, Свердловску-Екатеринбургу посвящены сразу три зала.
— На самом деле мы рассчитывали показать еще больше работ, в запасе у нас осталась где-то треть от представленного на выставке. Но надо сказать, что хотя бы по одному произведению художников, которых нам хотелось представить, в экспозиции разместить удалось, — отмечает Тамара Галеева, заведующая сектором русского искусства, куратор проекта.
И третью часть выставки, на которой вы увидите большое количество портретов известных художников, директор ЕМИИ ласково назвал «творческим беспорядком». С полотен смотрят такие разные авторы — архитектор Константин Бабыкин, художники Герман Метелёв, Миша Брусиловский, Александр Лысяков, Евгений Малахин и другие. Все вместе они будто затеяли бурную беседу — обсуждают искусство, нас — зрителей и, конечно, любимый город.
Не обошлось в этой части экспозиции без знаменитых «Горожан» Андрея Антонова — уменьшенной копии городской скульптуры, где сошлись три художника: Метелёв, Волович, Брусиловский. Но формулировка про копию, конечно, неверная. Эти небольшие произведения, находящиеся в коллекции ЕМИИ, созданы в 1978 году и были вполне самостоятельными портретами, но кураторы их совместили, поскольку так екатеринбуржцам их воспринимать привычнее.
Выставка будет работать до 22 октября.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в галерее «Главный проспект» представили одноименную работу к юбилею Екатеринбурга.