На открытии нового сезона в галерее «Главный проспект» символическую ленточку разрезали аж восемь человек — руководители областного министерства культуры, администрации Екатеринбурга, самой галереи, представители Заксобрания и, конечно, художники. И их было даже не один-два: по традиции «Главный проспект» открывает сезон мощно, несколькими экспозициями. При поражающем многообразии тем и техник, авторов и жанров нынче у выставок «общий знаменатель» — 90-летие Свердловской области.
Так или иначе Свердловская область, Екатеринбург-Свердловск звучали в презентации каждой выставки либо комментариях художников. «Берега мастера» — персональная и на редкость полная выставка, посвященная 90-летию Германа Метелева, которого называют уральским Леонардо. Заслуженный художник Башкортостана Ольга Самосюк, один из лучших мастеров графики в мире, автор выставки «Мифология сказки», отметила: хотя ее работы находятся в музеях и галереях 17 стран, но «такой полной экспозиции (более 150 работ — ред.) нет даже в ее родной Уфе». Более 100 работ на выставке «Мастера экспрессионизма и импрессионизма», объединившей двух уральских художников — Александра Сухих и Сергея Кияницу, и Сергей первым делом «признался», что хотя живет сейчас в Питере, но как художник начинался с «великого Шадра» — Екатеринбургского художественного училища.
Более того, Сергей выразил признательность «Главному проспекту», что экспозиция «Мастера экспрессионизма и импрессионизма» объединила работы его и Александра Сухих, которого когда-то они, студенты, почитали художником-небожителем и однажды робко позвонили в его дверь…
После «великого Шадра» Сергей Кияница учился в Академии художеств им. Репина, изучал современное западное искусство и оттачивал свой живописный язык в Европе. Вероятно, поэтому на полотнах Сергея — три главных героя, три мегаполиса: Екатеринбург, Санкт-Петербург, Париж. Нельзя было не спросить: «Если одним словом охарактеризовать ваше отношение к каждому городу, то какие бы вы выбрали слова?».
— Екатеринбург — родина. Петербург — культура. Париж — роскошь, — ответил Сергей. — Хотя «роскошь» не совсем однозначна в этом смысле. Я видел разный Париж. Когда писал здесь первый этюд, решил выйти на пленэр. Честно говоря, не люблю городские пленэры — обязательно кто-то подойдет, будет давать советы или просить «нарисовать жену». Но в Париже-то, подумал, все привыкли к художникам… Вышел к маленькому кафе. Сентябрь. Шесть утра. Ливень. Работаю. Вдруг подошел… бомж, посмотрел-посмотрел, сказал «Бон кураж». «Bon courage» — пожелание удачи. Потом взял мою руку с кистью и… дунул на кисть. На удачу! Оказывается, и в этой Мекке художник по-прежнему вызывает интерес…
Сегодня работы Сергея Кияницы находятся не только в России, но в коллекциях Чехии, Германии, Франции, Китая, США. Тем любопытнее, что на многих его полотнах — Екатеринбург. Можно узнать Оперный театр, Мытный двор, «Атриум Палас отель», Площадь 1905 года и центральные улицы. Сергей рисует огромные пейзажи родного города. Длина некоторых его полотен достигает трех метров. «Они такие большие, потому что я пишу эмоционально, на 70 процентов опираясь на чувства. В связи с этим у меня экспрессивная техника, широкий ритмичный мазок. И на больших полотнах я могу в максимальной степени реализовать этот потенциал», — поясняет художник.
Нельзя не заметить — он склонен не только к большим холстам, но еще и визуальным искажениям реальности. Правда, тот же наш родной Екатеринбург это вовсе не портит. Напротив: неожиданный ракурс дает неожиданные акценты. Живопись, по словам художника, для него прежде всего «средство художественного изложения информации».
«ОГ» взяла также эксклюзивные комментарии у президента Арт-клуба «Татьянин день» Татьяны Егеревой (по выставке Германа Метелева) и мастера офорта, линогравюры Ольги Самосюк. Та и другая экспозиции достойны отдельного рассказа. Расскажем!
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась фотовыставка о Владимире Высоцком.
Опубликовано в № 15 (9826) от 26 января 2024 года.