Свердловское искусство — на высоте: в Екатеринбурге открылась выставка «Высота Карпова», посвященная 75-летию легендарного ирбитского музейщика

А ещё выставка посвящена 90-летию Свердловской области

В центре «Эрмитаж-Урал» (ул. Вайнера, 11) представили проект «Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств». Экспозиция посвящена 75-летию со дня рождения Валерия Карпова – основателя и многолетнего руководителя ИГМИИ, знаковой личности уральской культурной сцены. На выставке – 185 живописных, скульптурных и ювелирных произведений, созданных именитыми авторами нашего региона, в числе которых Геннадий Мосин, Миша Брусиловский, Герман Метелёв, Светлана Тарасова и другие художники.

Валерий Карпов (1949–2020) является основателем Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Он руководил этим учреждением почти полвека. Благодаря коллекции, которую Валерий Андреевич собирал все эти годы, Ирбит приобрел славу «города музеев»: ИГМИИ включает в себя Музей гравюры и рисунка, Музей уральского искусства, Музейно-выставочный центр и Музейный творческий центр.

Выставка разделена на 4 тематических блока, а по центру зала представлены биографические факты и вехи музейной деятельности Валерия Карпова. Фото: Павел Ворожцов

Накануне своего 70-летия в интервью «ОГ» Валерий Карпов о своем старте в ирбитском музее рассказывал так: «Я ведь в музее сорок восьмой год, с первого дня. В 22 года дали мне помещение с протекающими потолками, лопнувшими батареями и дверью, закрученной проволокой. Получил десять рублей в подотчет и купил замок. Разве мог тогда подумать, что буду покупать для музея шедевры мировой живописи? И когда что-то начало получаться, то я понял — если я захочу, музей будет, а не захочу — ничего не будет. Так оно и получилось».

Вот поэтому-то его и называют легендарным музейщиком, практически с нуля он создал музей, ничуть не уступающий учреждениям региональных центров.

— Мы открываем проект, который действительно связан с легендой музейного дела, и что очень приятно — это легенда местная, человек с Урала. Человек, который перевернул представление о том, что можно сделать в одиночку. Что один в поле — воин. Валерий Карпов практически в культурном ­ваку­уме (пусть Ирбит не обижается) смог создать музей, который сейчас является государственным, — говорит директор ЕМИИ Никита Корытин. — Миссия нашего проекта в том, чтобы показать коллекцию этого прекрасного музея, который живет и продолжает развиваться, и еще раз привлечь внимание к гуманитарному герою.

Директор ЕМИИ Никита Корытин на открытии выставки «Высота Карпова». Фото: Павел Ворожцов

Открылась такая выставка на площадке Екатеринбургского музея ИЗО отнюдь неслучайно. История двух музеев оказалась тесно переплетена с 1972 года, когда в Ирбите был открыт филиал Свердловской картинной галереи (сейчас ЕМИИ).

— Действительно, Ирбитский музей появился как наш филиал, филиал Свердловской картинной галереи. А уже потом, благодаря приходу Валерия Андреевича, он вырос до муниципального уровня, а дальше и до государственного музея, — отмечает заместитель директора по научной работе Екатеринбургского музея ИЗО Зоя Таюрова. — Мы очень рады открытию этого проекта, и неслучайно он получил название «Высота Карпова», потому что это слово стало программным — речь о высоте его духа, высоте творческой самоотдачи, высоте вкуса — все то, что Валерий Андреевич сделал, чтобы состоялось так называемое «ирбитское чудо».

Также Зоя Таюрова пошутила, что ирбитские коллеги совершенно не пожадничали, отдав лучшие произведения постоянной экспозиции Музея уральского искусства. А ирбитчане, в свою очередь, отметили, что несколько работ, которые они привезли, в залах «Эрмитаж-Урала» заиграли совсем по-другому.

Итак, экспозиция «Высота Карпова» поделена на четыре части, отражающие основные тематические направления уральского изобразительного искусства. Первый раздел — «Горизонт» — посвящен брутальным уральским пейзажам. Это картины Николая Чеснокова, Михаила Гуменных, Николая Засыпкина, дополняют которые ювелирные работы Владимира Устюжанина, Михаила Лесика и других авторов. Тема строительства новой страны раскрыта в разделе «Подъем» в произведениях мастеров социалистического реализма Игоря Симонова, Владимира Бушуева и Александра Бурака.

Самая душевная часть выставки носит название «Плато» — здесь портреты известных людей и будни обычных жителей городов и деревень. Работы в этом разделе объединены доброй иронией — например, картина Василия Дьячкова носит название «Шефы», а изображены на ней домашние пернатые — гуси, утки, цыплята, за которыми как будто присматривает маленькая хозяйка. Только еще вопрос, кто за кем… Или серия натюрмортов разных художников, схожих по содержанию, — досушивающаяся на нитке аппетитная рыбка, тарелка с раскрасневшимися раками, горбушка черного хлеба…

Работа Василия Дьячкова «Шефы». Фото: Павел Ворожцов

Тут же можно увидеть и знаменитую «Юную лыжницу» Виктора Зинова и последнюю живописную работу Алексея Казанцева — «Острый момент», «Женский портрет» художника Александра Алексеева-Свинкина.

В финале выставки — в разделе «Вершина» — собраны религиозные, фантазийные, интроспективные и абстрактные произведения современных авторов – Миши Брусиловского, Михаила Гардубея, Максима Гуревича, Сергея Пикассо и других.

Скульптура Андрея Антонова. Фото: Павел Ворожцов

— Для нас очень важна была мемориальная составляющая, ведь в экспозиции представлены работы художников, с которыми непосредственно общался Валерий Андреевич, — подчеркивает Никита Корытин. — Некоторые авторы были близкими друзьями Валерия Андреевича, и не только продавали произведения в коллекцию, но и жертвовали музею.

И поскольку для проекта в «Эрмитаж-Урале» в Музее уральского искусства буквально сняли со стен почти всю постоянную экспозицию, было любопытно, что же на ближайшие месяцы ирбитские коллеги предложат своим зрителям.

— Сейчас в Музее уральского искусства идет масштабная переэкспозиция, поскольку у нас появилась возможность показать произведения, которые до этого находились в запасниках (а это порядка 400 предметов. — Прим. «ОГ»). К 22 мая — к 75-летию со дня рождения Валерия Карпова — мы как раз откроем новую экспозицию, — пояснила генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Юлия Коновалова.

На открытии выставки Юлия Коновалова, генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Фото: Павел Ворожцов

Выставка «Высота Карпова» в центре «Эрмитаж-Урал» будет открыта до 16 июня.

Фото: Павел Ворожцов

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Международном центре искусств «Главный проспект» открылась выставка «Ожерелье экватора».

Опубликовано в №90 (9901) от 25 апреля 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также