Царская коллекция: в Екатеринбурге представлены раритеты Большой дворцовой библиотеки Павловска

Выставка приурочена к «Царским дням»

Приуроченная к фестивалю «Царские дни», в Областном краеведческом музее открылась выставка «Книжный мир Романовых». Чаще всего тема императорской семьи воспринимается в трагической интонации. Выставка книжного собрания Романовых позволяет заслуженно вернуть светлый образ династии — книгочеев, коллекционеров, людей мощного духовного ego. Выставка в Екатеринбурге — из фондов библиотеки Большого Павловского дворца.

Началось с «дорожной библиотечки» Екатерины II

На открытии заместитель директора Государственного музея-заповедника «Павловск» Алексей Гузанов вспомнил ахматовские стихи «Все мне видится Павловск…»:

— Там есть такие строки «Как в ворота чугунные въедешь,\\Тронет тело блаженная дрожь,\\ Не живешь, а ликуешь и бредишь…». Какое еще место способно вызывать подобные эмоции?! Большая библиотека Павловского дворца — из этого же ряда феноменов России…

Библиотека, из которой в Екатеринбург прибыли более 80 музейных предметов (книги, открытки, фотографии, живописные портреты) — одно из крупнейших петербургских частных книжных собраний. Когда-то его основу составили 33 книги «дорожной библиотечки» Екатерины II, подаренные великому князю Павлу Петровичу. В дальнейшем он и его супруга пополняли библиотеку самостоятельно. И даже оставшись вдовствующей императрицей, Мария Федоровна продолжала увеличивать и книжную коллекцию, и ее «дом»: в 1820-х библиотека занимала более 400 кв метров, включала более 22 тысяч книг, скрупулезно распределенных по 20 с лишним тематическим разделам. А сама Мария Федоровна писала: «Закрывая дверь, вы должны ощутить себя в царстве книг, царстве знаний».

В царстве знаний ощущаешь себя и здесь, где представлено всего несколько десятков книг. Всего. Но каких! С дарственными надписями царственных особ. С их пометками на полях. Их экслибрисами. И записями «по прочтению». А диапазон тематики — подстать большой публичной библиотеке.

Издание «русского немца» академика Петра Палласа, который проехал в свое время всю Россию (был и в Екатеринбурге!) и описал все встретившиеся на пути растения. «Всеобщая история религии». Книги по артиллерии. «Физиогномика» Иоганна Лафатера, ставшая классикой в криминалистике, — «царский дом» был знаком с автором, состоял в переписке. Коронационный сборник. Ноты с автографом Рубинштейна. А еще — подробное описание Кунсткамеры, первого российского музея: сей труд сделал сам Павел Петрович, бережно относясь к сохранению наследия Петра I. А еще — «Ежегодник для дам, или Краткие биографии знаменитых женщин»: издание с персоной на каждый день года — выбраны судьбы женщин, с которых можно брать пример… В общем, от высокой политики до изданий прикладных.

Зачем правящей династии «Искусство токаря»?

Трудно не согласиться с Алексеем Гузановым, что на эту выставку лучше приходить семьей, с детьми. Чтобы с пользой для себя увидеть, какие книги и как читали в императорской семье. Как постоянное образование сказывалось на том самом интеллектуальном ego (путешествуя по Европе, Павел Петрович и Мария Федоровна свободно разговаривали на пяти языках). И как сами царствующие особы способствовали просвещению России. Любопытный факт: отправляя в путешествие великого князя и великую княгиню (инкогнито, под именем графа и графини Северных), Екатерина II позволила им тратить сколько душе угодно, но с условием: «траты должны показать, насколько Россия образована и насколько богата». Так в России появилась одна из лучших в мире античных коллекций, сегодня — вторая после античного собрания Эрмитажа.

Феноменальна история с присутствием в царской библиотеке книги «Искусство токаря, или Искусство создавать в совершенстве всевозможные токарные произведения». По этому пособию Павел и его царственная супруга учились работать на токарном станке. У Марии Федоровны их было два! Она вытачивала на них изделия из слоновой кости (чернильный прибор ее работы можно увидеть в том же Павловском дворце). И вообще, дама была работящая: судя по дневникам, представленным на выставке, вставала в 6 утра и до 11-ти вечера — без продыху, как сказали бы мы о себе, смертных. Такими же воспитывали и детей. В тех же дневниках и ежедневниках сообщения о том, что у каждого «царственного» отрока была в Павловске своя грядка, свои лопаты-грабельки. Работали, не гнушались физического труда! И на этом фоне становится уж совсем не удивительной дневниковая запись Марии Федоровны о том, что она решила перечитать и законспектировать (!) «Историю Англии» — издание в 12 томах. Кстати, «История Англии» тоже представлена на выставке.

«Книжный мир Романовых» — история нескольких поколений императорской семьи. В экспозиции представлены книги первых владельцев Павловска — великокняжеской, а затем императорской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, а также великой княгини Елизаветы Федоровны, императора Николая II и других представителей дома Романовых. Редкие издания в кожаных переплётах с золотым тиснением. Обложки из марокена — плотной шелковой ткани и сделанные «под черепаху». Красота и редкость даже в смысле оформления, полиграфии.

Алексей Гузанов передает генеральному директору Областного краеведческого музея Александру Емельянову современные раритеты о Павловске. В дар музею и Екатеринбургу. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Эти издания видели Дюма, Бальзак, Штраус

Но… в одной из книг на титульном листе варварски вырезан уголок. Возможно, это «отметина» со времен второй мировой.

— В годы войны немцы, захватившие Павловск, вывезли в Германию более 16 тысяч книг Дворцовой библиотеки, — рассказывает Алексей Гузанов. — Часть книг лично Гитлер распределил между своими приближенными. А они начали «присваивать» раритеты. Срезали царские экслибрисы и сверху наклеивали свои. Но уже в 1946–1947 годах началось возвращение библиотеки. И продолжается до сих пор. Недавно мне удалось вернуть очередную партию — 141 книгу. В этом участвуют и рядовые россияне. Встретив за рубежом в магазинах или на книжных развалах издания со «следами» павловской библиотеки, они выкупают их и привозят, передают нам. Так Божьим промыслом удалось восстановить 16,5 тысячи книг коллекции…

Государственный музей-заповедник «Павловск» и Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера сотрудничают, дружат уже более 10 лет. Как отметил генеральный директор свердловского музея Александр Емельянов, состоялась уже целая серия проектов, посвященных Романовым. Не менее интересные проекты впереди. Залог тому — нынешняя выставка, беспрецедентный шаг со стороны музея-заповедника «Павловск».

Книжную коллекцию из Большой дворцовой библиотеки в таком объеме не видели в одной экспозиции ни сам Павловск, ни Санкт-Петербург (выставляются обычно отдельные раритеты). Для музейщиков — с той и другой стороны — привезти, разместить коллекцию даже в их, полной строгих правил деятельности было делом не рядовым. В залах, где сегодня «Книжный мир Романовых», — полумрак, и это не случайно: книжные реликвии требуют особых условий хранения. Но они доехали до Урала в «Царские дни». Дворцовая библиотека — такой же феномен Павловска, как первая железная дорога России и знаменитый Музыкальный вокзал, где играл Штраус (по решению Президента РФ Путина, вокзал будет восстановлен). И если в Павловск послушать музыку и увидеть истинно царскую книжную коллекцию приезжали Дюма, Бальзак, Шаляпин, Анна Павлова, то сможем ли мы отказать себе в этом удовольствии?

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Верхнепышминском историческом музее открылась новая экспозиция «От рудника к заводу».

Опубликовано в №158(9969) от 20 июля 2024 года.

Уральцы передали Свердловскому госпиталю для ветеранов войн оснащение для реабилитации

Фонд «Ветераны специальной военной и контртеррористических операций» оказал помощь Свердловскому госпиталю для ветеранов войн. Организация...

В Свердловской области модернизируют тепловые сети с помощью инфраструктурного финансирования

В Свердловской области стартует реализация 12 проектов по модернизации тепловых сетей. Финансирование осуществляется из средств Фонда национального благосостояния...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также