Выставочный комплекс научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) в этом году отметит 55 лет: в ноябре 1969 года для посетителей был открыт Музей истории нижнетагильского предприятия. Впоследствии был создан Музей бронетанковой техники УВЗ, открылась выставка вагонной продукции под открытым небом. Ежегодно эти площадки посещают порядка 30 тысяч человек. Директор выставочного комплекса Светлана Неймышева рассказала «Областной газете», какие редкие экспонаты появились здесь в последние годы и какими могут быть перспективы развития музейных площадок.
Коллекция натурных образцов танков Музея бронетанковой техники насчитывает 15 машин. Это очень популярная площадка комплекса, сюда приезжают посетители даже из соседних областей. Два экспоната доступны для осмотра внутри. Это ОТ-34-76 — уникальная огнеметная модификация «тридцатьчетверки», выпущенная в годы Великой Отечественной войны, и Т-72А. По словам Светланы Неймышевой, комплектование коллекции и фондов происходит постоянно.
— За последние годы в коллекции музея появились образцы бронетанковой техники, разработанные и выпущенные не только на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, но и на других предприятиях, входящих ныне в корпорацию. Например, «объект 781», или «горный танк», — по сути прототип современной БМПТ «Терминатор», которая стоит на вооружении Российской армии. Этот прототип был разработан конструкторским бюро Челябинского тракторного завода, где в то время активно трудились не только над гражданской, но и военной продукцией. Затем работы были переданы в конструкторское бюро в Нижнем Тагиле, и в конце концов появился «Терминатор». Еще одна такая машина есть только в Бронетанковом музее в Кубинке. Воссоздать ее для экспонирования нам удалось только благодаря тому, что на Уралвагонзаводе есть конструкторское бюро и свой сборочный цех. Можно сказать, машину реставрировали, как после настоящих боев, потому что испытания она проходила весьма жесткие, — рассказала Светлана Неймышева.
Еще один уникальный экземпляр — «объект 765», прототип БМП-1, — тоже разработка конструкторского бюро Челябинского тракторного завода. Челябинцы даже запустили небольшую партию этой машины, а затем передали работу над ней на Курганмашзавод. Впрочем, бронетанковая техника — это не только про танки. В музее появился и фрагмент самолета Ил-2. В Нижнем Тагиле на Уральском танковом заводе № 183 (сегодня Уралвагонзавод) в годы войны выпускались бронекорпуса для этих воздушных судов, их было сделано 3 882 единицы.
Выставочный комплекс продолжает комплектоваться, но часть техники располагается на территории Уралвагонзавода, и увидеть ее могут только работники предприятия.
— Перспективы комплекса связаны не просто с расширением Музея бронетанковой техники, а с его более плотным объединением с Музеем истории УВЗ. Запросы сегодняшнего времени, в том числе связанные с профориентацией молодежи, говорят о том, что две экспозиции должны быть вместе. Рассказы о создании техники, о совершенствовании технологий на предприятии, появлении нового оборудования и новых востребованных профессиях должны идти параллельно. И если такая объединенная экспозиция будет, она должна включать не только образцы бронетехники, но и уникального крупногабаритного оборудования, которое у нас сегодня находится в запасниках. Тогда получится создать, по сути, музей истории, техники и технологий Уралвагонзавода, — считает Светлана Неймышева.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Верхней Туре открылся первый городской музей.
Опубликовано в №200(10011) от 7 сентября 2024 года.