Мечтать им даже полезно: выставкой о самых ярких своих периодах отметил 85-летие Музей истории Екатеринбурга

С 3 июня выставка действует в главном здании музея – в Доме Качки

Музей истории Екатеринбурга (МИЕ) отпраздновал 85-летний юбилей, но и не только. В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Якова Свердлова, с мемориального музея которого началась история учреждения. Также прошло ровно 30 лет с момента обретения музеем своего современного названия. Отмечает МИЕ все эти даты, как и подобает, масштабно и по-деловому. В праздничные дни в учреждении проходит Форум музеев городов с представителями Москвы, Ярославля, Новосибирска, Томска и Республики Дагестан. А 3 июня в главном здании – в Доме Качки – открылась выставка под названием «Мечтать не вредно» об истории развития самого музея.

Кураторы дали экспозиции определение «выставка-разоблачение». Почему? Наверное, потому что в экспозиции нет никакого пафоса и перечислений собственных достижений, а есть попытка разобраться в том, как музей жил в разные периоды истории страны, какие трансформации претерпевал и почему, а еще – каким он мог стать, но почему-то не задалось.

«На самом деле это откровенный разговор о том, как в истории появляются алтари, на которых воздается честь героям, и что происходит с этими алтарями, когда герои меняются. Это и есть история про нас, – поясняет директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарёв. – Но я предлагаю все-таки рассматривать эти перемены в позитивным плане, потому что наша выставка о том, как верить в себя. Как все эти годы музейщики боролись, искали, находили и не сдавались».

От подпольной школы Свердлова до президентского центра

Выставка очень символично открылась 3 июня в 18:00, поскольку в это же время, только 85 лет назад, Клавдия Новгородцева – вдова Якова Свердлова – запустила мемориальный музей его имени, наследником которого сегодня является МИЕ.

Зритель экспозиции оказывается будто в лабиринте времени: каждый бокс – это отдельная эпоха жизни музея, у него свой цвет, свое настроение и своя стилистика. В самом начале гости попадают в две комнаты, посвященные Якову Свердлову. Если чуть углубиться в историю, то мы вспомним, что как раз в здании главного корпуса МИЕ, а точнее – в его мансардном помещении, в начале XX века находилась подпольная школа агитаторов-пропагандистов, руководил которой Яков Михайлович. Мемориальный музей открылся здесь в 1940 году, в день рождения Свердлова. И первые десятилетия это была очень мрачная, пафосная экспозиция, маленький фрагмент которой воспроизведен в новом проекте. Здесь можно увидеть посмертную маску Свердлова работы скульптора Меркулова, трагически склоненные знамена, а дополняет все это звучание граммофонной пластинки с траурной речью Ленина.

Следующий временной отрезок связан с Великой Отечественной войной, и об этом периоде лучше всего говорит цитата той же Клавдии Новгородцевой, она приведена на одном из стендов: «Я была здесь при его открытии в 1940 году, видела, какой намечался план работы, а в 1941 году это было совершенно заброшенное помещение, причем не только внешне. Люди ушли на фронт, и хорошие работники музея ушли на фронт. Внутри тогда в нем не было никакой души, весь он был замороженный…».

В 1945 году приходит новый директор – фронтовик, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени Михаил Клепинин, который очень энергично берется за восстановление музея, не забывая ни о многочисленных хозяйственных проблемах, ни о научной и экспозиционной работе. Затем, при следующих руководителях музея, упор уже делался на пополнение фондов, иногда весьма креативными способами.

«У музея Свердлова на первых порах было очень скромное количество экспонатов. Музейщики списывались с разными архивными организациями, музеями, пытались получить какие-то фотокопии документов, поскольку в учреждении было крайне мало подлинников. Чтобы выйти из положения, придумали грандиозный художественно скульптурный цикл с четким заданием для художников, среди которых, надо сказать, были далеко не последние имена – Мосин, Мелентьев, Чесноков, Зинов…», – рассказывает куратор выставки Светлана Булатова.

Картины эти хранятся в фондах, многие требуют реставрации, но посетители могут их увидеть на медиаэкранах. Рядом – подлинные вещи самого Свердлова, которые музею в дар передала его вдова в 1960 году.

В следующем зале можно посмотреть снимки экспозиции музея к 250-летию Свердловска, а еще чуть дальше – нереализованный проект президентского центра, в который мог превратиться музей.

«К 50-летию Свердлова новый директор музея Зоя Зимина придумала построить грандиозный мемориальный президентский центр. На проектных чертежах видно, что помимо скромного здания музея, в этом квартале должны были появиться множество галерей, в том числе галерея индустриального свердловского искусства, кинолекционный зал, реставрационные мастерские, внутренний озелененный дворик с большим количество произведений монументального искусства», – перечисляет Светлана Булатова.

…Но, как говорится, мечтать не вредно… Этим планам сбыться было не суждено, как и много чему еще, об этом – подробнее на выставке.

Эрмитажу – Лас-Вегас, Свердловску – восковой «Ноев ковчег»

Еще один мини-зал, которому просто необходимо уделить внимание, посвящен 1990-м. Тогда все выживали, а музеи и подавно. Буквально на днях коллеги вспоминали про необычный проект того времени, который так и запомнили: «Эрмитаж в Лас-Вегасе». Кому интересно, легко найдут информацию о коммерческом проекте в Интернете, а важно другое – если уж Эрмитаж шел чуть ли не прямиком в казино, то что было ждать от небольших региональных музеев.

Так вот, в начале 90-х вновь образованный Музей истории общественно-политических движений Урала встречал в подвешенном состоянии. Часть музейных помещений сдавали в аренду кооперативным организациям, параллельно шли коммерческие выставки. А затем появилась идея создания музея восковых фигур по-уральски с громким названием «Ноев ковчег Истории»…

Создатель концепции музея восковых фигур Антон Кузьмин (справа), художник Саша Нам и созданная для проекта первая восковая фигура Екатерины II, 1993 год. Предоставлено МИА, А. Кузьминым

В качестве исполнителей привлекли уральских скульпторов Айрата Тухтамышева, Александра Эткало и Юрия Крылова.

«Воск искали все. Через знакомых, через телефонные номера в многочисленных записных книжках Виктора Махотина. За воском он несколько раз ездил в Башкирию. Возвращался сильно уставший, пропахший дымом тамбуров, но с полным рюкзаком добротного темно-коричневого воска, отлитого в чугунных сковородках трудолюбивых башкирских-пчеловодов. Первая восковая фигура на Урале появилась в ноябре 1992 года. Ее сделал Айрат Тухтамышев. Им были изготовлены погрудная восковая фигура Екатерины II и две руки (запястья). Погрудную фигуру Екатерины I и руки к ней сделал скульптор Александр Эткало, отставной военный на пенсии, страстно увлеченный монументальным искусством. Он же впоследствии создал восковые фигуры Никиты и Акинфия Демидовых, Василия Татищева, Петра 1, Николая IІ и членов его семьи. Третью погрудную восковую фигуру с руками изготовил член Союза художников СССР и РФ, замечательный скульптор Юрий Викторович Крылов. Это была фигура Емельяна Пугачева», – приводят в музее цитату автора проекта Антона Кузьмина.

Этот проект тоже остался в мечтах, но созданные восковые фигуры все же стали частью музейной экспозиции, а теперь их можно увидеть на юбилейной выставке.

Вниманию зрителей также представлены множество архивных фото и видео, инсталляции с нынешними сотрудниками МИЕ, аудиозаписи интервью.

Ранее «Областная газета» писала о том, как прошел самый крупный музейный фестиваль России.

Праздник, который сближает людей: свердловские мусульмане отмечают Курбан-байрам

Сегодня во всем мире отмечается – Курбан-байрам. С одним из главных исламских праздников свердловских...

Артём Жога поздравил уральцев с Днем русского языка

Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Артем Жога со страниц «Областной газеты» поздравил...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также