В этом году в руководстве и организации национальной театральной премии «Золотая маска» произошли изменения. В частности, был скорректирован формат конкурсных показов номинантов: если раньше коллективы со всей страны ехали в Москву, то теперь жюри премии побывает в регионах. Сейчас наступило время свердловских театров — в Екатеринбурге эксперты «Золотой маски» оценят несколько работ театра «Урал Опера Балет» и постановку коллектива «Провинциальные танцы».
Изменения коснулись нескольких аспектов проведения премии «Золотая маска», но самое существенное — это, конечно, логистическая перемена. Мы уже привыкли, что коллективы, получившие номинацию на «Маске», приезжают на финальный показ в столицу. Теперь участники фестиваля будут показываться на родных сценах. Причина простая: прежнее руководство не получило необходимого финансирования, ведь чтобы привезти более 50 спектаклей в Москву — нужны внушительные средства. Но есть и плюсы, так как на своих сценах артисты точно предстанут во всей красе, не нужно будет подстраиваться под новое пространство.
— Действительно, не все площадки подходят для определенного спектакля, не всегда зеркало сцены соответствует тому, как привык работать театр у себя на родной площадке. Поэтому для участников это изменение удобно — они в привычной обстановке. Другое дело, что это не очень удобно жюри, — отметила Светлана Учайкина, министр культуры Свердловской области, председатель Свердловского отделения СТД РФ (ВТО).
Впрочем, прилетевший в Екатеринбург оценить номинантов солист Мариинского театра заслуженный артист России, лауреат «Маски» Евгений Акимов, тоже поддержал новые условия.
— Очень важно находиться в месте силы. И артистам, и певцам. Особенно певцам. Нам правда сложно выступать в чужом пространстве, а родные стены и родная аура помогают в создании произведения, — делится Евгений Акимов. — И здорово, что мы увидим спектакли именно в том виде, в котором они представлены на своих площадках.
Всего 16 членов жюри «Золотой маски» посетят порядка 20 городов. В Екатеринбурге специалисты работают 12,13 и 14 марта. Напомним, в этом году на «Маске» у свердловчан 23 номинации: в 21 категории за победу поборется театр «Урал Опера Балет» (спектакли «Черевички», «Павильон Армиды», «Sextus Propertius», «Сильфида») и еще в двух — театр «Провинциальные танцы» (постановка «Тело театра»).
И тут надо сказать о еще одном плюсе, казалось бы, вынужденного нового формата — после показов состоятся обсуждения с членами жюри, которые могут посетить не только артисты, занятые в номинированном спектакле, но и вся труппа. Кроме того, в городах-участниках пройдут несколько мастер-классов.
Победителей премии объявят в мае этого года, но уже 27 марта в Большом театре состоится награждение первых лауреатов, отмеченных за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. От нашего региона это две замечательные артистки — актриса Свердловского театра музыкальной комедии Галина Петрова и актриса «Коляда-театра» Тамара Зимина.
В Екатеринбурге также обсуждалось проведение следующей, 31-й, «Золотой маски». Одно из основных нововведений заключается в том, что спектакли, которые будут выдвигаться на премию, должны утвердить региональные отделения Союза театральных деятелей.
— Это было непростое решение, но все-таки, думаю, правильное, особенно после долгого своеволия экспертов «Маски», — считает Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа, член жюри «Золотой маски». — Региональные отделения СТД теперь будут непосредственными участниками процесса, и если знать, что «Золотая маска» — это и есть премия СТД, то такое условие кажется вполне закономерным.
Также Григорий Заславский отметил, что несмотря на интересный формат нынешнего фестиваля, на следующей премии показы все-таки пройдут в Москве.
— Мы понимаем, что для любого регионального театра важно пройти испытание московской публикой, получить успех в столице. Этот обмен очень важен, поэтому в будущем премия от него отказываться не будет, — добавил Григорий Заславский.
Ранее «Областная газета» писала о том, что новоуральский театр кукол поставил спектакль «Гроза» по А. Н. Островскому.
Опубликовано в № 53 (9864) от 13 марта 2024 года.