Режиссер Анатолий Праудин выпустил свой прошлый спектакль в Екатеринбургском ТЮЗе два года назад — «Дуэль» по Чехову. А сейчас поставил «Героя нашего времени» по Лермонтову, и здесь кульминация — тоже дуэль. Но какие разные эти дуэли…
Говорят, государь император Николай Первый начал читать «Героя нашего времени» с большим удовольствием — он подумал, что героем Лермонтов назвал старого солдата Максима Максимыча, который свою жизнь посвятил служению в русской армии. Когда же Николай понял, что герой — Печорин, он рассердился. Императоры в университетах не учились и не понимали, что слово «герой» имеет несколько значений. Герой — совершивший подвиг, с него нужно брать пример. И герой — персонаж романа или пьесы, действующее лицо.
Кстати, Максим Максимыч в спектакле отсутствует, хотя Печорин в своих монологах пару раз о нем упоминает. Наверное, не случайно самый симпатичный лермонтовский герой убран со сцены. Эту вакансию занимает доктор Вернер (Олег Гетце). После дуэли он говорит Печорину: «Пулю я из тела извлек, смерть Грушницкого пройдет за несчастный случай. Так что можете спать спокойно. Если сможете». Гетце тут не повышает голоса, не нажимает, но в этот момент становится страшно: как же вы, Григорий Александрович, теперь спать-то будете? Да как и раньше — без малейших угрызений совести, которой у него нет. Хотя он, конечно, немножко порефлексирует, запишет что-то в дневник, а потом с прежним холодным сердцем будет соблазнять прекрасных дам (не потому, что влюбился, а чтобы добавить новое имя в свой донжуанский список), оскорблять и убивать тех, кто ему не по нраву, и непременно оправдывать себя. Не мы такие — жизнь такая…
Праудин подчеркивает: действие происходит во время войны. У Грушницкого (Иван Гилев) прострелена нога, у драгунского капитана (Алексей Журавлев) забинтована голова… И важнейшим действующим лицом, героем нашего времени, оказываются ящики цвета хаки — от патронов, от снарядов…
Праудина спросили, почему выбран Лермонтов — потому что ТЮЗ хотел иметь в репертуаре спектакль по произведению из школьной программы? «У Лермонтова тут совершенно беспощадная вивисекция человеческой души, правдивая, четкая. Он не побоялся заглянуть в глубины своей души, куда страшно заглядывать. И театр, наверное, должен этим заниматься».
Полвека назад Анатолий Эфрос снял великий фильм «Страницы журнала Печорина» с Олегом Далем и Андреем Мироновым. Мы спросили, вступал ли режиссер в полемику с этим шедевром. «Отдавая должное компании, которая создавала тот фильм, я ни в какую полемику с ним не вступал. Это было давно, другое время, другой язык…».
Радостно видеть новое поколение артистов ТЮЗа, которое уверенно сосуществует в ансамбле с ветеранами. Ростислав Ганеев в роли Печорина очень точен. Он не приукрашивает своего героя, он нам показывает: смотрите, сегодняшний герой — убийца и подлец. Но нет карикатуры, шаржа, это узнаваемый тип, а если вглядеться, так можно и себя узнать…
Особо отметим Алесю Маас (Вера). Она умна, счастлива в браке, но при встрече с Печориным снова, как когда-то, теряет голову и отдается бывшему любовнику, прекрасно зная, что он ее не любит и может лишь позабавиться ею от скуки. Она понимает, что предает мужа (Владимир Нестеров), но отдается страсти и сама себя ненавидит. Но губитель всего живого, Печорин не пожалеет и ее.
У Лермонтова Грушницкий не имеет имени. В спектакле его называют Николаем Соломоновичем. Николай Соломонович Мартынов убил на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова. На сцене Печорин убивает Грушницкого. Напоминание о том, что в театре совсем не так, как в жизни.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбургском театре кукол представили спектакль-игру для всей семьи.
Опубликовано в № 65 (9876) от 27 марта 2024 года.