Спектакль «Песня леса» — уникальный инклюзивный проект от НКО «Благое дело», который уже 20 лет доказывает: творчество не имеет границ, а театр может быть мощной силой для личностного роста и социальной интеграции людей с ментальными особенностями. Для его участников это особая форма терапии и социализации, где главное — не только финальный результат, но и сам процесс работы над спектаклем.
За мифологическим сюжетом постановки о духах уральских лесов скрывается другая, реальная и очень важная история о том, как творчество помогает людям с ментальными особенностями раскрыть способности, обрести уверенность и доказать самим себе, что их возможности безграничны. Это не просто постановка, а возможность для разных людей стать ближе с помощью искусства.
«Кто-то не верит, а я верю»: от страха к сцене
Путь каждого артиста в «Песне леса» — это история преодоления. Второй режиссер и заведующая труппой Екатерина Юркова с теплом рассказывает об удивительных изменениях, которые она наблюдает в процессе подготовки:
«Иногда я наблюдаю поразительные эффекты. Мне говорили: „Ты работаешь с тяжелыми ребятами, может не получиться“. Потом смотрю на Ваню на сцене: он держит строй, он понимает, что он — на сцене. Иногда кажется, кто-то не верит, а я верю. И вера моя оправдывается».
Принцип веры в человека является фундаментальным. Здесь дают возможность расти, и чудесным результатом становится поразительная трансформация.
«У нас есть артистка, которая наотрез отказалась, чтобы ее кто-то сопровождал: она сама поедет на автобусе, потому что уже хочет самостоятельности, взрослости и ответственности», — приводит пример Екатерина Юркова.
Эта кропотливая работа не о том, чтобы «сделать вид», а о том, чтобы помочь человеку открыть в себе новые грани, обрести мотивацию к сложной, но такой интересной работе над собой.
Погружение в действии: профессионалы и нейроотличные артисты на одной сцене
Ключевой элемент, меняющий взгляд публики: полное равноправие в творческом процессе. В «Песне леса» профессиональные актеры и артисты с инвалидностью работают в паре, поддерживая друг друга.
«Мы по парам разбили персонажей: у нас работает артист и нейроотличный. И вот таким образом они друг другу помогают, поддерживают, и уже все друг друга любят», — рассказала режиссер спектакля Анна Маленко.
Такой формат помогает всем участникам постановки: профессионалы учатся искренности и органичности у своих партнеров, а нейроотличные артисты перенимают сценическую дисциплину и технику. Порой помощь приходит с самой неожиданной стороны.
«У нас есть прекрасная Елизавета, которая помнит абсолютно все мизансцены, выходы всех актеров. И она подсказывает профессиональным артистам, откуда им нужно сейчас выходить», — с улыбкой отмечает Анна Маленко.
Искусство становится тем самым мостом, который соединяет тех, кого в обычной жизни часто разделяют невидимые барьеры. Чтобы изменить стереотипное восприятие, команда «Песни леса» занимает принципиальную позицию: их работа — это в первую очередь искусство.
«Главным критерием для себя я приняла не инклюзивность, а художественную ценность, — подчеркивает режиссер Анна Маленко. — И этим, мне кажется, наш спектакль очень сильно будет выделяться. Я настаиваю делать просто хороший, качественный спектакль, который может претендовать на объективную критику».
Творчество как мотивация к жизни
Для многих ребят театр становится пространством полноценной, насыщенной жизни.
«Театральное искусство настолько всеобъемлющее, что там и музыка, и актерское мастерство, и танец, — объясняет Анна Маленко. — Там столько всего, что ребята, попадая в мир театра, начинают получать эту полноту жизни».
Опыт «Благого дела» позволил создать методику, где театр становится инструментом социализации. «Песня леса» — практическая реализация этой модели: здесь каждый этап выстроен как система роста и приобретения новых навыков для людей с ментальными особенностями.
Алина Шайбакова
Ранее «Областная газета» писала о том, как труд, обучение и ремесленное искусство меняют жизнь особенных людей
