«Уральский экспресс» 1 декабря отмечает свою годовщину — уникальный ретропоезд был запущен ровно два года назад. Сейчас он курсирует по двум маршрутам: Екатеринбург — Верхняя Пышма и «Вечерний Екатеринбург». Во время поездки пассажиры могут погрузиться в атмосферу конца XIX века, сделать памятные снимки в тематическом фотокупе, послушать увлекательный рассказ о развитии железных дорог и попробовать традиционные блюда уральской кухни. Ретропоезд пользуется особой популярностью у туристов. За два года на нем проехали более 40 тыс гостей из России и других стран мира.
По первому маршруту — до Верхней Пышмы — поезд отправляется днем по выходным и праздничным дням от Екатеринбурга через вокзал Шувакиш и до Музейного комплекса военной и гражданской техники УГМК. Поездка занимает 1 час 30 минут, а общая продолжительность пути (туда-обратно с остановками) — 6 часов 25 минут. Протяженность маршрута — 27,5 км.
На отрезке Екатеринбург — Шувакиш состав ведет легендарный пассажирский электровоз ЧС2 1963 года, прозванный в народе «Чебурашкой». На станции Шувакиш, где начинается неэлектрифицированный участок пути, к поезду прицепляют паровоз середины прошлого века. Желающие могут сфотографироваться на фоне этого исторического гиганта и побывать внутри, увидев своими глазами, как локомотивная бригада готовит его к работе.
Примечательна и сама станция Шувакиш. 1 декабря 2022 года Свердловская железная дорога открыла там малый вокзал в ретростиле. Здание и посадочная платформа воссоздают облик типичного вокзала Уральской горнозаводской железной дороги начала XX века. Вся мебель и предметы интерьера выполнены по эскизам той эпохи.
Среди самых интересных особенностей станции Шувакиш, стилизованной под вокзал начала XX века, — колокол и костровая чаша. Когда-то и то, и другое было неотъемлемой частью каждой железнодорожной станции — сегодня Шувакиш возвращается к истокам.
Колокола на вокзалах России начали использовать в ХХ веке, с периода советской власти. В начале 1920-х годов было принято решение установить колокол на каждом вокзале страны. Его звон сигнализировал о приближении поезда, служил для объявления о времени прибытия и отправления составов. Колокола на вокзалах отливали из чугуна, бронзы, стали. Они имели разные размеры и формы, но обычно представляли собой крупные колокольные звоночки или колокола в форме чашки.
В период Великой Отечественной войны многие колокола на вокзалах были изъяты для нужд военной промышленности. Однако после войны их восстанавливали, и они продолжали выполнять свои функции до конца ХХ века. Эти колокола стали символами сохранения культурного наследия и железнодорожных традиций. Они напоминают о богатой истории вокзалов России и их важной роли в развитии страны.
Другой артефакт, который решили восстановить на Шувакише, — это костровая чаша. В XIX веке перед началом пути в костровой чаше — красиво украшенном сосуде с декоративной резьбой — зажигали костер. Он служил источником тепла и света на вокзалах, где пассажиры могли согреться и отдохнуть перед дальней поездкой. Традиция установления костровой чаши на вокзалах России начала угасать в самом начале ХХ века: после масштабной электрификации огонь уже не был так необходим для обогрева и освещения вокзалов. Теперь костровая чаша на Шувакише снова согревает пассажиров.
После станции Шувакиш поезд идет на паровой тяге до Верхней Пышмы, где туристов ждет экскурсия по одному из крупнейших в мире технических музеев. Музейный комплекс включает четыре выставочных центра: музей военной техники, музей автомобильной техники, выставочный центр «Парадный расчет» и музей авиации «Крылья Победы». Здесь также расположена открытая экспозиционная площадка, где можно увидеть и историческую железнодорожную технику.
По маршруту «Вечерний Екатеринбург» ретропоезд отправляется по пятницам и предпраздничным дням от вокзала Екатеринбурга и идет через знаковые места уральской столицы: улицу Восточную, станцию Шарташ, микрорайон Синие Камни, Уралмаш. Конечный пункт — станция Шувакиш. На вокзал поезд возвращается через станцию Екатеринбург-Сортировочный. На всем пути следования поезд обслуживается пассажирским электровозом ЧС2 1963 года. Время в пути составляет 2 часа 35 минут. Протяженность маршрута — 42 километра.
«Уральский экспресс» состоит из вагонов категории СВ, вагона первого класса, вагона-ресторана, вагона-бара и открытого обзорного вагона (он следует только по маршруту «Вечерний Екатеринбург» в летний период). Вагон первого класса выполнен в стилистике «Николаевского экспресса» конца XIX — начала XX веков. Вагон состоит из четырех вип-купе и лаунж-зоны. В каждом купе — большой стол, телевизор, уютные диваны и пуфики, кондиционеры.
Одна из изюминок поезда — фотокупе. Его интерьер выполнен в дореволюционном стиле с использованием ретросветильников, винтажных атрибутов и мебели. Фотокупе оборудовано интерактивной фотосистемой для получения моментального фото. Распечатанный снимок будет вручен сразу же, а на почту будет отправлена электронная версия.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, как изменилась сеть пригородных маршрутов в Свердловской области за последние два года.
Опубликовано в №269 (10080) от 29 ноября 2024 года.