Возможности субъектов Российской Федерации в установлении гарантий минимальной оплаты труда работников

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Белозерова Кристина Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Одной из основных гарантий в сфере трудовых отношений является установление минимального размера оплаты труда работников.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такой минимальный размер оплаты труда устанавливается единым на всей территории Российской Федерации. Он определяется Федеральным законом № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда».

Примечательно, что относительно величины минимального размера оплаты труда статья 133 Трудового кодекса РФ оговаривает, что она не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В течение долгого периода времени устанавливаемый государством минимальный размер оплаты труда был ниже величины прожиточного минимума. Допущение такой ситуации объяснялось декларативным характером нормы, относительно которой был предусмотрен особый порядок ее применения. Как следует из статьи 421 Трудового кодекса РФ, Российская Федерация федеральным законом устанавливает порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. То есть при введении в действие Трудового кодекса РФ государство приняло на себя обязательство путем поэтапного сокращения привести минимальный размер оплаты труда к уровню не ниже, чем величина прожиточного минимума. До конца 2020 года величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенная в целом по Российской Федерации, была выше минимального размера оплаты труда: прожиточный минимум в 2020 году был на 143 рубля выше минимального размера оплаты труда. С 2021 года обозначенное применительно к величине минимального размера оплаты труда требование стало выполняться: в 2021 году минимальный размер оплаты труда превысил величину прожиточного минимума на 90 рублей, в 2022 году — на 97 рублей (с января по май) и на 107 рублей (с июня по декабрь), в 2023 году — на 573 рубля.

С 01.01.2023 г. минимальный размер оплаты труда равен 16 242 рублям, величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в 2023 году составляет 15 669 рублей.

При этом очевидно, что единая по Российской Федерации величина прожиточного минимума рассчитывается как средний показатель, величина прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации существенно разнится (от 35 938 рублей в Чукотском автономном округе до 11 931 рубля в Липецкой области). В результате приведение минимального размера оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не во всех регионах будет приводить к достижению цели установления гарантии по обеспечению работников минимально необходимым для обеспечения себя и членов своей семьи доходом.

В целях обеспечения адресного достижения данной цели в соответствующих субъектах Российской Федерации Трудовой кодекс РФ в статье 133.1. предусмотрел механизм регионального установления гарантии минимальной оплаты труда работников. Согласно указанной норме в субъекте Российской Федерации может быть установлен минимальный размер заработной платы. Данная гарантия предусматривается региональным соглашением о минимальном размере заработной платы. Это соглашение в порядке коллективных переговоров принимают соответствующие объединения работодателей, объединения профсоюзов и представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установленная таким соглашением величина оплаты труда не может быть ниже установленного в целом в Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данное право в Свердловской области последний раз было реализовано в 2017 году, когда в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Свердловской области № 151 от 30.08.2017 г. на период с 01.10.2017 г. по 31.12.2017 г. минимальный размер заработной платы составлял 9 217 рублей (в Российской Федерации в этот же период минимальный размер оплаты труда был установлен на уровне 7 800 рублей). Начиная с 2018 года минимальный размер заработной платы в Свердловской области не устанавливается.

Объяснением этому может быть соотношение установленного на всей территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Свердловской области. До 2018 года величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Свердловской области достаточно существенно превышала минимальный размер оплаты труда, обусловливая потребность регионального повышения уровня гарантий оплаты труда работников, с 2018 года по 2019 год минимальный размер оплаты труда был несущественно меньше, а с 2020 года больше региональной величины прожиточного минимума.

При этом во многих субъектах Российской Федерации предоставленное правомочие по региональному установлению повышенных гарантий минимальной оплаты труда продолжает реализовываться. В частности, соответствующие соглашения приняты в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Калининградской области, Республике Татарстан, Краснодарском крае и других субъектах Российской Федерации.

Нижний Тагил — зачистка продолжается: город за год ликвидирует более двух десятков несанкционированных свалок

С приходом весны в Нижнем Тагиле продолжились работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории...

В Верхней Салде воплотят сразу несколько проектов местных жителей по механизму инициативного бюджетирования

Верхняя Салда не первый год является активным участником конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования. В...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также