кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Терроризм и идеология, на которой он основан, являются одними из основных угроз как для Российской Федерации, так и для всего международного сообщества.
В Российской Федерации принят Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы. Реализация данного Комплексного плана направлена на формирование у населения России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии и пропаганды терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Комплексный план расширяет содержание понятия идеологии терроризма, относя к последней идеи радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств («Колумбайн», «Маньяки Культ Убийц»), распространяемые организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими.
Противодействие идеологии терроризма осуществляется несколькими способами, перечисленными в Комплексном плане. Среди прочих можно выделить использование системы образования, молодежной политики и культуры,
а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий в образовательных организациях и трудовых коллективах для устранения оснований радикализации населения. Также указано на необходимость развивать принятие людьми традиционных российских духовно-нравственных ценностей из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма.
Важным направлением противодействия идеологии терроризма определяется наполнение информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио-
и видео-) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя
из особенностей целевой аудитории, а также своевременная блокировка (удаление, ограничение доступа) контента террористического характера.
Нашла свое отражение в Комплексном плане и оценка действий киевского политического режима, поощряющего
на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия
в отношении мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, и отказавшегося от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17.02.2015 № S/RES/2202).
Особое внимание в Комплексном плане уделено мерам информационно-пропагандистского (разъяснительного) характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма. По сравнению с Комплексным планом на 2019–2023 годы, данный раздел значительно расширен, впрочем, и сам Комплексный план стал более масштабным и обновлен с учетом новых угроз и вызовов, которые стоят перед нашей страной.
Помимо традиционных групп риска, которые в большей степени подвержены влиянию идеологии терроризма, таких как мигранты, лица, осужденные за совершение преступлений террористической направленности, в Комплексном плане отдельно упомянуто население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях, а также несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.
Для повышения эффективности неприятия гражданами нашей страны идеологии терроризма предусмотрено противодействие распространению недостоверной информации в сети Интернет, в рамках которого поручено оперативно реагировать на попытки психологического воздействия на население со стороны международных террористических организаций, украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций, западных пропагандистских центров путем доведения сведений, опровергающих ложные новости и (или) дискредитирующих их источники, а также раскрывающих позитивную роль органов власти по противодействию терроризму и преступной деятельности киевского режима.
Для реализации Комплексного плана указом Губернатора Свердловской области от 15.08.2024 № 365-УГ
«О региональной рабочей группе по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма
в Российской Федерации на 2024–2028 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 30.12.2023
№ Пр-2610» создана региональная группа из числа руководителей Администрации Губернатора, Министерства общественной безопасности, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Министерства социальной политики и других министерств и ведомств Свердловской области.
Состав рабочей группы и ее заявленные полномочия демонстрируют серьезное отношение к реализации Комплексного плана по предотвращению угроз терроризма в нашем регионе.
В Российской Федерации принят Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы. Реализация данного Комплексного плана направлена на формирование у населения России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии и пропаганды терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Комплексный план расширяет содержание понятия идеологии терроризма, относя к последней идеи радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств («Колумбайн», «Маньяки Культ Убийц»), распространяемые организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими.
Противодействие идеологии терроризма осуществляется несколькими способами, перечисленными в Комплексном плане. Среди прочих можно выделить использование системы образования, молодежной политики и культуры,
а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий в образовательных организациях и трудовых коллективах для устранения оснований радикализации населения. Также указано на необходимость развивать принятие людьми традиционных российских духовно-нравственных ценностей из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма.
Важным направлением противодействия идеологии терроризма определяется наполнение информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио-
и видео-) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя
из особенностей целевой аудитории, а также своевременная блокировка (удаление, ограничение доступа) контента террористического характера.
Нашла свое отражение в Комплексном плане и оценка действий киевского политического режима, поощряющего
на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия
в отношении мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, и отказавшегося от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17.02.2015 № S/RES/2202).
Особое внимание в Комплексном плане уделено мерам информационно-пропагандистского (разъяснительного) характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма. По сравнению с Комплексным планом на 2019–2023 годы, данный раздел значительно расширен, впрочем, и сам Комплексный план стал более масштабным и обновлен с учетом новых угроз и вызовов, которые стоят перед нашей страной.
Помимо традиционных групп риска, которые в большей степени подвержены влиянию идеологии терроризма, таких как мигранты, лица, осужденные за совершение преступлений террористической направленности, в Комплексном плане отдельно упомянуто население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях, а также несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.
Для повышения эффективности неприятия гражданами нашей страны идеологии терроризма предусмотрено противодействие распространению недостоверной информации в сети Интернет, в рамках которого поручено оперативно реагировать на попытки психологического воздействия на население со стороны международных террористических организаций, украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций, западных пропагандистских центров путем доведения сведений, опровергающих ложные новости и (или) дискредитирующих их источники, а также раскрывающих позитивную роль органов власти по противодействию терроризму и преступной деятельности киевского режима.
Для реализации Комплексного плана указом Губернатора Свердловской области от 15.08.2024 № 365-УГ
«О региональной рабочей группе по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма
в Российской Федерации на 2024–2028 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 30.12.2023
№ Пр-2610» создана региональная группа из числа руководителей Администрации Губернатора, Министерства общественной безопасности, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Министерства социальной политики и других министерств и ведомств Свердловской области.
Состав рабочей группы и ее заявленные полномочия демонстрируют серьезное отношение к реализации Комплексного плана по предотвращению угроз терроризма в нашем регионе.